Город В СТЕПИ

Город В СТЕПИ В нашей республике немало городов и сел, героическая ис­тория которых представляет предмет гордости народа. В числе их Татарбунары Одесской области. Упомина­ние об этом городе, расположенном в центральной час­ти Буджакской степи, в 165 километрах от Одессы, ассоциируется прежде всего не столько с весенними суховеями и летним раскаленным солнцем, сколько с драматическими событиями, разыгравшимися здесь осе­нью 1924 года и всколыхнувшими весь мир. Память о тех далеких событиях жива до сих пор.

Серо-голубой асфальтовой лентой бежит из Одессы к этому районному центру широкая магистраль, и буд­то сразу открывается в степи белокаменный, обласканный южным причерноморским солнцем город, что располо­жился вблизи речки Когильник. Отсюда до ближайшей железнодорожной станции Сарата (по линии ОдессаИзмаил) — 24 километра.

При въезде остановитесь; здесь на обочине высится барельеф в треугольнике: под красным знаменем вилы, коса, винтовка рядом с серпом и молотом, в обрам­лении спелых колосьев. Такие треугольники-символы установлены также при въезде в Татарбунары со сто­роны Измаила и Арциза.

Тематически перекликаясь с ними, в тихом городском сквере – величественный монумент. На центральной плите мемориала слова:

  • «Героям Татарбунарского восстания 16—18 сентября 1924 года сентябрь 1974 года».

Внимательно рассматривая многофигурную компози­цию на высоком пьедестале, приходишь к мысли, что, если памятник удачен, он обязательно «звучит». Вот и этот словно издает тревожный, грозный и вместе с тем победный клич восставших. Скульптор запечатлел  кульминационный момент восстания. Они уже бросились, и бой — и тот, что с винтовкой, и другой, с вилами. Цементирует, скрепляет группу третий, подняв­шимся во весь рост со знаменем в руках.

На одной из боковых плоскостей памятника — сюжеты тяжелой подневольной жизни крестьян в досоветское время, на другой—эпизоды счастливой действительно и семье братских народов Страны Советов.

Здесь на мраморе всегда живые цветы. И каждый раз по-новому воспринимаешь слона на одной из стел:

Воители в крестьянских постолах,

Неукротимой славы коммунары

Над памятью священной на часах

Навек пришли стоять в Татарбунары.

Любознательному обязательно захочется «прочитать», расшифровать для себя и многоречивые эмблемы при въезде, и символику этого монумента. Но для этого нужно поближе познакомиться с многострадальной и героической историей этого края, его светлым сегодняш­ним днем, с улицами и памятными местами Татарбунар, тем более что этот степной город манит к себе неповто­римыми красками. Утопает в зелени деревьев и кустарни­ков одна из самых красивых — улица Карла Маркса. Пьянящим ароматом разогретых на солнце самшитовых аллей встречают улицы Ленина и Горького. Здесь но­сі роены пятиэтажные жилые дома, общественные и адми­нистративные здания райцентра: на площади — райком партии и райисполком. В этом же районе расположены библиотека; детская музыкальная школа.

Чуть дальше — Дворец пионеров Татарбунар. Ниже к речке вели­чественное здание с торжественными парадными ступе­нями -один из лучших в области Дворцов культуры. По соседству с ним—трехэтажный Дом быта Сразу за речкой, рядом с рынком и суконной фабрикой.— здание из бетона и стекла современный универмаг…

Ну, а где же знаменитый на всю республику ордена Ленина колхоз имени Татарбунарского восстания, который возглавляет Герой Социалистического Труда, заместитель председателя Всесоюзного Совета колхозов, член обкома партии и депутат Верховного Совета УССР Василий Захарович Тур.К нему дорога прямая: от райкома партии мимо здания Дворца спорта и Госбан­ка — к высокой арке вдали. За ней и начинается цент­ральная усадьба хозяйства. Справа идут его адми­нистративные здания, слева — зеленая зона с редкими породами деревьев и кустарников.

Все это административный, торговый и культурный центр города и района. Улицы же окраинные привле­кают внимание не только зелеными насаждениями и цветниками. Создается впечатление, будто здесь устро­ен конкурс индивидуального домостроительства: что ни особняк, то украшен лучше предыдущего.

Красивая и прямая, как стрела, улица Папанина в  Татарбунарах. И здесь добротные дома, со вкусом оформленные усадь­бы. Улица примечательна еще и тем, что ее аллеи заса­жены абрикосовыми и вишневыми, айвовыми, ореховы­ми и яблоневыми деревьями, и это не отличает, а скорее роднит ее с другими улицами.

В районе улиц Папанина, Калинина, Баринова и Ку­тузова расположилась промышленная зона. Здесь же пролегла и самая новая в городе улица — Рабочая, в уютных коттеджах которой новоселья справлялись сов­сем недавно, в 1982 году. Поселились здесь семьи работ­ников -ПМК-18 треста «Дунайводстрой», база которого находится рядом. По соседству разместились «Межколхозстрой», автотранспортное предприятие № 4, об­служивающее строительство Дунай-Днестровской оро­сительной системы. Длинное аккуратное строение вдоль дороги — гаражи колхоза имени Татарбунарского восстания, рядом — его же откормочный комплекс. Спра­ва «Сельхозтехника» и «Сельхозхимия», райветлечебница и другие объекты.

Украшением этой части города является прекрасно спланированный дендропарк на территории «Сельхозтехники». А ведь совсем недавно здесь был пустырь, тонули в зарослях лебеды и других сорняков мастерские. Но нашлись энтузиасты, посадили деревья и кустарники.С той поры неузнаваемо преобразилась территория предприятия. Сейчас она напоминает скорее оздоровительную зону. Растет здесь ель серебристая и обыкно­венная, шелковица плакучая, орех и можжевельник, буксус и любимая в народе спирея, радующая весной своим белоснежным щедрым цветением. Встретишь в парке тую колонновидную и простую, бирючину, различные сорта роз и конечно же деревья каштана. Но особая гордость коллектива — березовая роща под окнами. Ей всего пять лет, а березки уже выросли в два человечес­ких роста.

С позиций местного патриотизма татарбунарцам льстит одно обстоятельство: их город разделяет попо­лам речка — точь-в-точь, как Москву или Киев. Речка в Татарбунарах называется Фонтанкой. Мальчишки удят с берега ка­расей. Над речкой—десятки проезжих и пешеходных мостов.

Само название «Татарбунары» татарского происхож­дения и означает «колодец» или «источник». И не слу­чайно. Потому что эта местность отмечена уникальным явлением природы — самоизливающимися фонтанами. Они быот круглогодично, даже в самые лютые морозы., п шумом своим напоминают горные водопады. Им, утверждают, сотни, а может, и тысячи лет. Но тайну их до сих пор не постигли ученые: откуда этот щедрый по- і.арок в краю всеиссушающего солнца? И почему ис­точники фонтанируют вопреки законам природы – не в низменности, а в самой высокой, каменистой точке?

Рядом на ухоженном домике, примостившемся на взгорье,— мемориальная доска: «Здесь 17 декабря 1821 года во время поездки по Бессарабии останавливался Пушкин». Поэт, как известно, путешествовал по югу России в сопровождении чиновника Липранди.

Таким образом речь идет не только об исключитель­ном явлении природы, но и о местах, освященных ге­лием русской и мировой литературы. Он любовался эти­ми источниками, пил студеную воду, наблюдал здесь жизнь цыган, слушал их песни-легенды.

В местном краеведческом музее средн многих инте­ресных исторических справок, сохраняется выдержка из дневника воспоминаний Липранди: «В Татарбунары приехали с рассветом и остановились отдохнуть и по­обедать. Пока нам варили курицу, я ходил к фонтанам А Пушкин что-то писал, по обычаю, на маленьких лист­ках бумаги и как попало складывал по карманам, вы­нимал, опять просматривал. Я его не спрашивал, что он записывает. А он, зная, что я не сторонник до стихов, ничего не говорил. Помню очень хорошо, что он жалел, что не захватил томик какого-то Овидия»

Как благодарны мы сейчас далекому чиновнику, что не поленился записать свои впечатления и наблюдения, подарил нам поэта в такой мере живым, что будто ви­дишь, как он пишет, торопясь, и слышишь шуршание наспех засунутых в карманы листочков со стихами.

Возможно, то действительно были первые наброски его знаменитых «Цыган» — поэмы, которую поэт напи­шет позднее, в михайловском изгнании, и увековечит в ней и кочующее по Бессарабии племя, и волны здешне­го Кагула, и пашу, который правил Буджаком «… с вы­соких башен Аккермана».

Самыми мощными и самыми древними всегда счита­лись источники под названием «Земфира и Алеко» и «У лукоморья дуб зеленый», оба с большим запасом во­ды. И все-таки самый старый нз них, наверняка, тре­тий — «Алеко». Старожилы рассказывают, что, по пре­данию, его собрали в лоток (то есть взяли в каменные тиски) еще завоеватели-янычары, и бьет он из подзе­мелья сотни лет, выбрасывая каждое мгновение мощ­ные фонтаны воды.

У начала Фонтанки, на крошечном полуострове па­мятник — в задумчивости сидит тот, кто «памятник себе воздвиг нерукотворный».

Небезынтересной представляется эта деталь: часто у подножия памятника лежат розы, пионы, тюльпаны. И это понятно: на поклон к Пушкину приходят школьники, комсомольцы и убеленные сединами ветераны войны и труда. Нередко здесь увидишь и охапки скромных по­левых цветов — их приносят своему «Алеко» цыганские юноши и девушки, далекие потомки воспетой гением несравненной Земфиры. Дело в том, что у цыган (а они в этих местах уже давно ведут оседлый образ жиз­ни) — особая нежность к поэту. Отдавая дань гению, они, кроме того, считают его своим братом и многие его стихи знают на память.

Дальше Фонтанка, перерезая город надвое, бежит ми­мо колхозной мельницы, дома быткомбината, врывается в жилые кварталы и где-то за городом впадает в Когильннк.

Еще совсем недавно ее можно было спокойно перей­ти по камешкам в любом месте. Но заботливые руки облицевали берега, расчистили, углубили, соорудили гать и подняли уровень, образовав зеркало воды.

Напротив базы Общества охотников и рыболовов в последние годы зазеленел рукотворный остров, стал уют­ным пристанищем для пернатой дичи. Представьте: в центре города, на речке, спокойно плавают со своими выводками дикие утки, тянутся к рукам человека кра­савцы-лебедн.

А подарил городу этот остров да, по сути, и саму Фон­танку экскаваторщик Иван Петрович Коломийченко — он расчищал ее, углублял в этом месте, как, впрочем, и всю от Кагачского водохранилища до впадения в Когильник. Дело в том, что за свою долгую жизнь речка превратилась в болото, сплошь поросшее камышом. Так вот по этому зеленому, зыбкому ковру шлепал и шле­пал с деревянного настила ковш экскаватора. Кар­тина захватывающая: впереди экскаватора — зеленое болото, а позади него уже живет, дышит, катит волну освобожденная от плена речка!

Там, в центре города, гору выбранного ила посреди Фонтанки Иван Петрович перебрасывать на берег не стал. Человеку представилось, какая это будет красо­та — зеленый остров с дикими утками в степном городе…

В колхозе имени Татарбунарского восстания вам ска­жут, что Иван Петрович Коломийченко — лучший меха­низатор. А еще скажут, что он хороший семьянин — вырастил троих сыновей. Двое из них, как и он,— ме­ханизаторы.

Когда после дневной жары на землю опускаются су­мерки, на голубом плесе вспыхивают ночные звезды и купаются здесь до рассвета. Хотите подарить кому- нибудь звезду? Нет ничего проще: зачерпните ее из Фонтанки ладонями…

Мастные фонтаны, питающие речку,— это, так ска­зать, экзотика, своеобразная туристская «визитная кар­точка» Татарбунар. А имеют ли они какое-либо значе­ние? Да! Ведь сотни лет назад именно благодаря им здесь возникло это селение. Во все века они поили жи­телей округи ледяной, хотя несколько и «жесткой» со­лоноватой водой. Между прочим, этот водопровод до сих пор действует…

Позднее здесь появилось много артезианских колод­цев с более мягкой питьевой водой, и на их базе рабо­тает уже второй водопровод. По достоинству оценили минерализованную воду источников и хозяйки — для солений берут только ее.

Если вы захотите увидеть это чудо природы — при­езжайте сюда. Возьмите с собой удобную обувь — здешние каменные склоны не любят высоких каблуков. И отсюда унесете в своем сердце на долгие годы праздник…

Да, источники — первая и непреходящая в Татарбунарах достопримечательность, дарованная природой. Все остальное создали и продолжают создавать люди. И что характерно: на каждом шагу здесь чувствуется «почерк», стиль колхоза имени Татарбунарского восста­ния: уж если строить так с размахом. И появился здесь Дворец культуры с роскошным зрительным за­лом на шестьсот мест и другими залами поменьше, ин­терьер которых разработан в соответствии с назначе­нием каждого. В этих стенах устраиваются торжествен­ные проводы на срочную службу в армию, выдают юно­шам и девушкам паспорт гражданина Союза Советских Социалистических Республик.

За последние годы неузнаваемо изменился облик районного центра. В 1981 году построено прекрасное административное здание Госбанка. На углу улиц Пуш­кина и Котовского появился ансамбль из пятиэтажных белостенных домов, облицованных «фирменной» плиткой местного производства.

В 1978 году после реконструкции старого Дворца культуры по улице Ленина, 9, в нем разместился Дво­рец пионеров и школьников имени гвардии капитана В. М. Салтыкова. В досоветское время дети и взрослые обходили здание стороной — ведь это был панский дво­рец. А сейчас во Дворце хозяева сами дети. Большой друг детворы В. 3. Тур совместно с правлением и пар­тийной организацией колхоза сделали очень много, что­бы здесь полнее удовлетворялись запросы и интересы школьников.

Во Дворце пионеров работает десять учебных каби­нетов и лабораторий. Юные скульпторы и художники развивают свои способности в светлом и просторном по­мещении изостудии, члены кружков хореографии, ху­дожественной гимнастики, танцевальных коллективов занимаются в балетной студии. Для малышей рабо­тает игротека с кукольным театром.

Интересные пионерские сборы, диспуты, встречи со знатными людьми района проводятся в актовом за­ле. Юные астрономы занимаются в планетарии, где к их услугам три телескопа. Любителям технического творчества предоставлены радиолаборатория, кинофото­лаборатория. В комнате природы занимаются юннаты.

Дворец пионеров в Татарбунарах — это 63 действующих кружка и секций клуба по интересам. Самый молодой из них — кружок по подготовке радистов, где ребята изучают азбуку Морзе, собирают приемники. Один из кружков­цев — Игорь Польский на соревнованиях в Одессе по­казал блестящий результат: собрал, радиоприемник ти­па 2В—2 за 15 минут—в четыре раза быстрее нормы! Приз, конечно же, достался ему.

Занятия в кружках помогли многим ребятам найти свое призвание в жизни. Например, пионер шестидеся­тых годов член кружка кинооператоров И. Е. Ветро­гон стал старшим инженером районной киносети, вы­пускница танцевального кружка Светлана Рубан — хо­реографом в районном Дворце культуры. Воспитанник судомодельного кружка Виталий Назаренко поступил в Одесский институт инженеров морского флота…

В одном из залов Дворца пионеров можно увидеть детали самолета. Его в свое время построили сами ре­бята, и он даже взлетал.

Интересные будни и у юных кинолюбителей. Однажды они загорелись идеей снять кинофильм под названием: «Один день председателя колхоза». Чтобы застать дома Героя Социалистического Труда В. 3. Тура, постучались к нему в три часа ночи. Опоздали, укатил на ферму. Поспешили туда, а его и там уже след простыл: отпра­вился к механизаторам. Так ничего и не вышло из этой затеи. Пришлось снимать другой фильм.

Между прочим, во Дворце пионеров часто разговоры и беседы заканчиваются этим именем. Рассказывает ди­ректор Дворца пионеров А. А. Федорова:

— Бывает, сидим, изучаем азбуку Морзе. Вдруг ти­хонько открывается дверь и входит Василий Захарович. Успокоительный жест рукой: занимайтесь, мол, это я так… Постоит, молча послушает, затем, извинившись, уйдет. Он готов отдать детям все. Вот хотя бы рекон­струкция этого здания — она ведь обошлась колхозу без малого в полмиллиона рублей! А оборудование всех кабинетов — новейшее!

Татарбунарский Дворец пионеров и школьников стал основным организационно-массовым и методическим центром пионерской и комсомольской работы в жизни района. В 1981 году на Всесоюзном семинаре-совещании по школьному туризму и краеведению он был удостоен грамоты Центральной детской экскурсионной турист­ской станции Министерства просвещения СССР. По ито­гам социалистического соревнования среди Домов пионе­ров области в 1981/82 учебном году занял первое место.

Много интересных экспонатов, документов, фотогра­фий собрано в Музее истории Татарбунарского района. Создан он в 1960 году. Его первыми основателями ста­ли участники Татарбунарского восстания, представители интеллигенции района. Возглавил эту работу В. 3. Тур. Имеющиеся экспонаты и документы рассказывают о ге­роической борьбе против иноземных захватчиков. Уча­стию татарбунарцев в Великой Отечественной войне посвящена постоянно действующая экспозиция. Многие материалы и документы отражают расцвет города и ра­йона в советское время, показывают зажиточную, ду­ховно полноценную жизнь тружеников.

В 1982 году музей получил новую прописку. Ему пре­доставили огромный светлый зал общей площадью бо­лее чем триста квадратных метров во Дворце спорта. Работу музея возглавляет совет, куда входят партий­ные, советские, комсомольские работники, ветераны войны и труда, педагоги.

Большой популярностью у населения пользуется рай­онная библиотека, которая является центральной по обслуживанию населения города и района, служит ме­тодическим центром для всей сети библиотек. Фонд ее — свыше сорока пяти тысяч экземпляров книг. Для читального зала ежегодно выписывается более ста на­званий газет, журналов, информационных изданий.

Привычными в этих стенах стали книжные выставки, читательские конференции, устные журналы. Большую аудиторию всегда собирает клуб любителей поэзии. По­пулярен и факультет литературы и искусства универси­тета культуры.

Как мы упоминали раньше, есть уже в Татарбунарах прекрасный Дворец спорта, с большим залом для заня­тий игровыми видами спорта и борьбой, двумя залами, предоставленными шахматистам, шашистам, теннисис­там. В спортивном комплексе предусмотрены все необхо­димые подсобные помещения, душевые, кабинет функ­циональной диагностики.

На его базе уже действует Детская юношеская спор­тивная школа. Ее филиалы открываются в ряде сел рай­она. В торжествах, посвященных открытию Дворца, приняли участие почетные гости — трехкратный чемпион мира по шахматам, международный гроссмейстер Ана­толий Карпов и летчик-космонавт Герой Советского Союза Георгий Шонин.

За годы Советской власти благодаря отеческой заботе Коммунистической партии и Советского государства преобразился этот край. Изменения планируются и в бу­дущем. Значительно увеличится жилой фонд города.

В центре его появится ансамбль высотных домов, одетых в «фирменную» плитку. Будет заложена нарядная тор­жественная аллея, оформленная фонтанами, цветниками.

Таковы сегодняшние Татарбунары, если знакомиться о ними бегло.


Hosted by uCoz