Земля Татарбунарская!Щедро твое солнце, плодотворны твои поля, но для тысяч русских,украинцев, молдаван, болгар, гагаузов ты была в прошлом суровой мачехой. Как мог прокормить свою семью землепашец, если располагал всего лишь скудным клочком земли да парой волов, запряженных сохой? Что мог противопоставить он суховеям и зною, иссушающим на корню посевы; филлоксере, заставляющей выкорчевывать и сжигать виноградные лозы, эпизоотиям, от которых погибал скот?
Его дети нанимались в батраки к кулакам, помещикам, немецкому колонисту, а когда подрастали — шли искать работу по городам и селам королевской Румынии…
Долгим и тернистым был путь трудящихся края к счастливой жизни. Сейчас даже трудно себе представить, каких только лиходеев не заносило ветром истории на эту исконно славянскую землю. Опустошающие набеги кочевников сменялись гнетом Золотой орды, вассальная зависимость от Молдавского княжества — османским игом.
Земля стонала под пятой чужеземцев. Они превращали здешние богатые черноземы в полупустынные пастбища для скота, а людей угоняли в рабство.
После окончательного освобождения Бессарабии и При- дунайских земель от османского ига в результате войны 1806—1812 годов началась новая страница их истории: край был присоединен к России. Нет, царское правительство не напоило страждущих, не накормило голодных. И тем не менее присоединение имело прогрессивное значение: в опаленной южным солнцем Буджакской степи стали селиться крестьяне, бежавшие сюда от крепостного права из разных районов Украины и России, задунайские запорожцы, отставные солдаты русской армии, которых здесь наделяли землей.
Селились здесь и болгары, бежавшие от османского ига,
Чтобы быстрее освоить край, царское правительство поощряло заселение его иноземными колонистами. Так в Буджаке появились и немецкие колонии.
В социальном и экономическом плане население края по-прежнему представляло собой разнородную массу, причем процесс классового расслоения углублялся. Неизвестный автор записки «О казенных крестьянах в Новороссийском крае» (1836) писал о том, что богачи захватывают самые лучшие и самые ближние участки земли и держат своих бедных побратимов в полном закабалении, бедняки совершенно лишены средств для засева собственной земли, разведения собственного скота, они даже не имеют возможности распоряжаться собственным временем для своих полевых работ, так как обязаны заниматься этим по долговым претензиям, преимущественно у богатых.
Когда в декабре 1821 года по Бессарабии путешествовал А. С. Пушкин, его глазам предстала унылая, пустынная степь. Нищета крестьян достигла такой степени, что многие из них не имели даже орудий землепашества.
Хотя, к тому времени Татарбунары уже представляли собой государственное поселение с казенными землями вокруг, некоторые измаильские помещики имели здесь собственные участки земли в несколько тысяч десятин каждый. Население местечка насчитывало две тысячи человек.
И несмотря на то, что жители занимались хлебопашеством и скотоводством, работали на местной суконной фабрике или в каменоломнях, экономическое положение большинства было плачевным. Сейчас постолы здесь трудно найти даже для художественной самодеятельности, а в те времена это была, по сути, единственная обувь крестьян. Одевались бедняки в домотканые изделия, жили в тесных и полутемных «бурдейках» (мазанка из самана).
С развитием капитализма, к началу XX столетня, здесь была основана ткацкая мануфактура, ставшая впоследствии суконной фабрикой.
Работали кожевенный и кирпичный заводы, две маслобойки, две водяные и 18 ветряных мельниц, бочарные и свечные мастерские.
Обнищавшие крестьяне пополняли ряды более сознательного и более революционного рабочего класса. Их рабочий день длился 12—14 часов при мизерных заработках.
К этому времени в Татарбунарах уже было две лавки — бакалейная и молочная, почтовая станция, несколько начальных учебных заведений — двухклассное училище для мальчиков, одноклассное — для девочек. В 1885 году открылась и церковно-прнходская школа с мужским и женским отделениями. Казалось бы,— не так и мало для городка с населением в 4087 человек. Но все дело в том, что эти школы практически были недоступны для бедноты — в них обучалось всего 350 детей, преимущественно из зажиточных семей.
Жизнь бедняков оставалась безрадостной и трудной. Росло количество безземельных и малоземельных крестьян, которые по-прежнему вынуждены были идти в услужение к богатым. Не по карману им было не только обучение грамоте, но и медицинское обслуживание: лечение стоило дорого, на попечении одного фельдшера находилось две волости.
Вот почему и рабочие, и крестьяне все чаще задумывались над несоответствием между каторжным трудом и нищенским существованием своих семей. Вот почему росла и политическая сознательность масс. Этому в значительной мере способствовала также активная деятельность социал-демократических организаций Кишинева, Одессы. Их представители распространяли среди крестьян листовки и газеты, призывали к свержению самодержавия. Особенно впечатляющим был пример пролетариата Одессы — города, ставшего во второй половине XIX столетия одним из центров революционного движения.
Если в конце прошлого столетия рабочие бастовали здесь под лозунгами борьбы против жестокой эксплуатации, за повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, то уже в начале нашего столетия выступления пролетариата носили политический характер. В мае 1905 года в Одессе бастовало 10 тысяч рабочих ста девяти заводов и фабрик. В июне общей забастовкой был охвачен уже весь город. На улицах появились баррикады, рабочий класс взял в руки оружие. В ночь на 15 нюня на рейде Одесского порта бросил якорь восставший броненосец «Потемкин»…
Тем же летом забастовали и экипажи двух судов Русско-Дунайского пароходства, выдвинувшие политические и экономические требования.
Пример революционно настроенного пролетариата звал за собой; в борьбу включались также все более широкие слои крестьянства. В 1905 году жители сел Байрамчи (Николаевка-Новороссийская), Монаши, Ройлянка, Ка- чик, Кебабча (Широкое), Дивизия и других громили помещичьи имения, захватывали панские земли. Крестьяне Дмитровки, Ташлык, Хаджидер на сходе приняли дерзкие по тем временам требования — о национализации земли, созыве Учредительного собрания, введении всеобщего обязательного образования, амнистии политзаключенным. В некоторых селах стали возникать партийные ячейки.
В ноябре того же года в Татарбунарах состоялось собрание по выборам волостного правления, принявшее петицию с требованием уничтожения монархического правления и введения республиканского. С созданием здесь в 1906 году подпольного революционного комитета в повседневную жизнь татарбунарцев вошли листовки, маевки, массовые выступления против самодержавия. В январе 1914 года они на своей сходке сложили с себя обязанность по охране казенных учреждений. Все больший авторитет завоевывала среди крестьян ленинская «Правда».
После февральской буржуазно-демократической революции обострилась революционная деятельность татарбунарцев. Весь состав старого волостного управления вместе со становым приставом, его помощником урядником и письмоводителем в соответствии с постановлением местного суда был арестован, разоблачены их злоупотребления по службе. На сходке состоялись выборы волостного комитета.
Весть о победе Великого Октября быстро дошла до самых отдаленных уголков края. Октябрь принес надежду на светлую и счастливую жизнь и народам Бессарабии. Бедняки собирались на митинги, где большевики разъясняли им суть ленинских декретов о земле и мире. Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, земельные комитеты в декабре 1917 года наделяли крестьян конфискованной у помещиков землей.
Но, воспользовавшись тяжелым положением молодой Страны Советов, боярская Румыния потопила здесь в крови Советскую власть. Активную помощь оказывал ей созданный в Кишиневе в ноябре 1917 года «Сфатул-Цэ- рий» — контрреволюционное правительство бессарабских помещиков и буржуазии. Это оно приняло предательское решение об образовании в Бессарабии «народной республики» и с помощью иноземных империалистов подавляло революционное движение рабочих и крестьян края. В начале января 1918 года при поддержке представителей Антанты оно возглавило мятеж против Советов. Мятеж был подавлен войсками Красной гвардии, «Сфатул-Цэрий» разогнан, но с приходом на эту землю румынских оккупантов снова возрожден в феврале 1918 года.
Именно «Сфатул-Цэрий» принял незаконное решение о «присоединении» Бессарабии к боярской Румынии на правах автономной территории и вскоре под диктовку Антанты сам же и отменил эту «автономию». Именно с его помощью оккупанты отобрали у бессарабских крестьян полученную по советскому декрету землю и возвратили ее помещикам.
Стойкое сопротивление интервентам оказывали рабочие, солдаты и матросы Измаила, Килии, Вилково, Ак- кермана. В помощь им прибыл А. Г. Железняков, посланец В. И. Ленина, назначенный “сюда комиссаром Дунайской флотилии в борьбе против войск Центральной рады и румынских захватчиков. Помните?
В степи под Херсоном высокие травы, В степи под Херсоном курган. Лежит под курганом, поросшим бурьяном, Матрос Железняк партизан…
Но это будет позже — и песни, и легенды о балтийском матросе, участнике штурма Зимнего, герое гражданской войны. А тогда, в восемнадцатом, нужно было попытаться остановить нашествие чужеземцев…
Из воспоминаний Ерофея Ивановича Моргайла, бывшего командира Первого революционного Аккерманско- го кавалерийского полка:
«В то тревожное время я встречался с Железняком. Он вручил тогда нашему кавполку боевое знамя и сказал:
— Мы с товарищами привезли его сюда, на юг Бессарабии, с берегов Невы. Оно омыто кровью рабочих, матросов и крестьян Красного Питера, где развевалось над отрядом Красной гвардии. Верим, что вы будете достойны его в борьбе против душителей свободы.
Принимая тогда красное знамя питерцев, мы поклялись крепко держать его в своих руках, до конца быть верными Советскому правительству. Время было исключительно трудное для молодой Страны Советов и ее Красной Армии. В Бессарабию хлынуло всякое отребье — полчища румынских бояр, русских белогвардейцев, украинских буржуазных националистов. Лакомый кусои решили прибрать к своим рукам и австро-германцы. Под натиском вражеской лавины пришлось отступать.
Нашему полку и другим красным частям командование поручило вывезти из вражеского кольца более трех тысяч подвод с военным имуществом и доставить обоз в безопасное место. На Буге под Варваровкой в неравном бою с немецкой пехотой был тяжело ранен наш знаменосец Прокофий Гладченко, родом из села Нерушай, что недалеко от Татарбунар. Истекая кровью, он снял боевое знамя с древка и спрятал за пазуху…»
Знамя было настоящим агитатором против насилия. На его лицевой стороне вышит сюжет: лошадью, запряженной в соху, крестьянин пашет крохотный клочок земли. Оба изможденные и обессиленные — и человек, и животное. Вверху призыв: «Батраки всех стран, соединяйтесь! Мир хижинам, война дворцам!»
Знамена, как известно, подвигов не совершают, но массы на подвиги зовут и ведут. Быть знаменосцем — особая честь, и Прокофий это твердо знал. Но никто тогда и не подозревал, какая особая миссия выпадет и знамени, и знаменосцу. А пока — «по военной дороге шел в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый год». Бессарабию на долгие годы оккупировала королевская Румыния, установила в крае режим жесточайшего насилия и произвола. Все политические, профсоюзные и общественные организации, защищающие интересы трудящихся, жестоко преследовались. Учеба для детей бедняков была почти недоступной. Чтобы заплатить за год учения ребенка, родители должны были продать десятину земли. Поэтому здесь из среды бедняков не было ни врачей, ни агрономов, ни учителей.
Медикаменты, койка в больнице стоили огромных денег. Тяжело заболела в детстве Мария Чумаченко. Чтобы спасти дочь, отец продал десятину земли, почти весь хлеб и дал частному врачу пять тысяч лей. Но врач потребовал еще три тысячи. Их у бедняка не было. Мария осталась на всю жизнь инвалидом.
Из воспоминаний участника Татарбунарского вооруженного восстания Степана Тарасовича Максимчука. Сейчас ему уже за восемьдесят. Он персональный пенсионер, удостоен Почетной грамоты Президиума Верховного Совета УССР. В дни восстания Степан Тарасович был бойцом штурмового отряда, участвовал в разгроме группы из 70 жандармов. Схваченный в ходе подавления восстания, был приговорен к смертной казни, перенес тяжкие испытания и чудом остался в живых:
«Нас не считали за людей, обходились, как со скотом. Каждый двор облагался непосильными налогами. Землю, полученную от Советской власти, у нас отобрали. Осуществлялась насильственная румынизация —население не имело права разговаривать на родном языке, да и занятия в школе проводились исключительно на незнакомом румынском. На дверях всех учреждений висели таблички: «Ворбиць нумай роминеште» («Говорите только по-румынски»). Голод и нищета косили детей: в раннем возрасте умирал каждый третий-четвертый ребенок».
Чаша терпения переполнилась. Трудовой народ всего Придунайского края поднимался на борьбу против поработителей, за воссоединение с Советской страной. Та- тарбунарцы с надеждой восприняли весть о вооруженной борьбе трудящихся северной Бессарабии, главным образом Хотинского уезда. Ударной силой там были партизанские отряды. И хотя восставшие одержали ряд крупных побед, в силу разных причин восстание потерпело поражение.
Сюда, на юг Бессарабии, дошла также весть и о жестокой расправе над повстанцами. Каратели сожгли несколько деревень. Тысячи человек были убиты и ранены, многие заключены в тюрьмы и сосланы на каторгу, многие изгнаны с родной земли.
Тем не менее назревали революционные события и на юге Бессарабии. Здесь каждая искра разжигала пламя ненависти. Особенно накалялась обстановка во время сбора налогов, когда по деревням, под барабанную дробь, созывались все жители, чтобы увидеть, как у бедняков за долги забирают последние додушки, одежду, а то и просто дверной замок, когда уже вообще нечего взять.
В книге «Палачи» французского писателя Анри Барбю- са, принявшего близко к сердцу татарбунарскую трагедию и написавшего ее по горячим следам восстания, читаем:
«Нам некому жаловаться,— пишет в отчаянии группа жителей,— кроме того, это было бы бесполезно. Порка стала ежедневным и нормальным явлением: порют на месте без всякой видимости суда, дают от 5 до 100 ударов в зависимости от «преступления». Дают 25 ударов тому, кто не поклонился румынскому офицеру…»
«…Магическое обвинение в большевизме часто пускается в ход из личных целей: объявляют своего врага или кредитора большевиком, и этого достаточно, чтобы он был арестован или исчез. Председатель одного кооператива… освободился таким путем от семи крестьян, которые требовали от него украденные им 35 тысяч лей, принадлежащие кооперативу. Он просто сказал: «Это большевики». Их немедленно арестовали, увели и расстреляли по дороге» [1].
Подхватив эстафету борьбы, татарбунарцы взяли в руки оружие в том же 1919 году. Поводом к вооруженному выступлению стало убийство жандармами жителя села Николаевка Ткаченко. Это было первое на юге Бессарабии вооруженное восстание против оккупантов. Но оно было плохо подготовлено, его не поддержали в других селах. И тем не менее это выступление сыграло свою положительную роль, приблизив Татарбунарское вооруженное восстание 1924 года.
В течение 1918—1922 годов то в одном, то в другом месте вспыхивали здесь революционные выступления. Оккупантам не давали покоя партизаны. В 1918 году народные мстители подожгли склады с зерном на станциях Бессарабская и Аккерман. В 1920—1923 годах разгромили жандармские посты в Татарбунарах, Шабо, Турлаках и других селах.
Общее руководство революционной борьбой в крае осуществляла первая крупная революционная организация, Южбеспартком, находящаяся в Измаиле. В силу преследования агентами сигуранцы и жандармами руководящий центр со временем был перемещен в Татар- бунары. А. И. Клюшников и И. М. Батшцев организовали в Татарбунарах подпольный революционный комитет. Ближайшими их помощниками стали батрак Ф. А. Коваль, матрос Ф. В. Бальц, столяр А. А. Осад- чук и другие. Ко дню восстания эта подпольная организация насчитывала уже до ста человек.
Подпольщики ставили целью привлечь к борьбе против оккупантов большее число крестьян, объединить их на общее вооруженное восстание, изгнать оккупантов со своей земли и воссоединиться с Советским Союзом.
По рассказам лично знавших его, Андрей Клюшннков обладал незаурядным организаторским талантом, умело сочетал работу фельдшера с подпольной деятельностью революционера-ленинца. К тому же он был необыкновенно находчив. Рассказывают, что однажды, возвращаясь в Татарбунары после проверки сельских революционных организаций, он узнал, что жандармы окружили Татарбунары и выставили усиленные посты. Клюшннков быстро нашел выход: нанял у цыган кибитку и вместе с шумным табором благополучно прибыл в местечко.
Но даже соратники по борьбе не знали как следует не только его биографии, но и настоящей фамилии. Было известно лишь, что Андрей Иванович Клюшннков (он же Клужников, Клушников, Ключников, Ненин) сам родом из слободки Сапожок Рязанской губернии, примерно 1900 года рождения. С 1917 года жил в селе Лу- лукой Измаильского уезда. С 1918 года принимал активное участие в работе Измаильской Коммунистической организации, был осужден, амнистирован и до 1924 года занимался активной революционной деятельностью.
Мало знали о нем и в Сапожке, куда уже в советское время обращались татарбунарцы. Тогда в поисковую работу включились красные следопыты Сапожковской средней школы, нашли в книге записи актов гражданского состояния данные о рождении в 1896 году в слободке Кукун Сапожковского района Андрея Ивановича Клюшникова. Там же было отмечено: «Безвестно отсутствует с 1919 года».
Эта запись и привела следопытов в Кукун. И тогда «прояснилась», «заговорила» биография вожака татар- бунарских повстанцев. По фотографии жители опознали Андрея Клюшникова. Вскоре нашелся и его родной брат Максим и даже его сын Иван.
Сегодня уже точно известно, что был Андрей Клюшннков сыном крестьянина-бедняка, часто уходившего на
заработки, чтобы прокормить семью. Отец умер рано, когда Андрею было всего 14 лет. И тогда сын повторил судьбу отца: ушел на заработки. Работал в Петербурге в мастерских Путиловского завода, там же получил и хорошую революционную закалку. В один из наездов в Кукун женился, а вскоре был призван в царскую армию, где окончил краткосрочные фельдшерские курсы.
В 1917 году с частью солдат находился в Бессарабии. После ее оккупации румынскими войсками остался работать в селе фельдшером. И сын его на протяжении многих лет ничего не знал об отце-революционере, его участии в героических событиях 1924 года на юге Бессарабии.
…Восстание готовилось тщательно: создавались молодежные боевые отряды, пополнялись запасы оружия. Много помог в этом соратник Железнякова внлковец И. Платов. От революционной организации Южной Бессарабии он неоднократно доставлял на лодке оружие в здешние плавни. Отсюда его.перевозили в Неру- шай, Чичму, другие села. В Нерушае, например, боеприпасы прятал в своем доме подпольщик Леонтий Тимошенко вместе с молодой женой Натальей. Дочь зажиточного крестьянина, она против воли родителей вышла замуж за бедняка и всецело разделяла его революционные взгляды. Вместе они по ночам углубляли подвал, куда складывали винтовки и пулеметы. Правда, оружия потом хватило лишь на 250 нерушайцев, другим повстанцам пришлось вооружаться вилами, косами.
Готовился к восстанию и знаменосец Первого революционного Аккерманского кавалерийского полка. Все эти годы прятал он дорогую реликвию, закопав ее на винограднике. Каждое лето, таясь, вынимал знамя — просушить, проветрить, затем снова, тщательно упаковав, доверял земле. Ни одна живая душа в селе, даже жена, не знала о тайне Прокофия. А он верил: придет время, соберется народ под этим знаменем…
И все-таки восстание вспыхнуло несколько преждевременно, хоть опыт вооруженного выступления в Николаевке убеждал: стихийность, неподготовленность восстания грозят поражением. Но взрывоопасная обстановка в крае могла вызвать новые стихийные вооруженные столкновения. Этого боялись руководители Юж- бесревкома. Во избежание осложнений было принято решение ускорить подготовку общего вооруженного выступления.
Поспешность обусловила недостаточную подготовленность восстания…
Накануне вооруженного выступления в доме И. Ба- тищева состоялось два тайных совещания. 14 сентября руководители революционных организаций окрестных сел разработали план восстания. 15 сентября собрались организаторы Татарбунарского ревкома.
Все участники восстания были разделены на три отряда, во главе которых стали Н. Лисовой, Г. Черненко, И. Щербина. Кавдый отряд имел свое задание.
Восстание началось рано утром 16 сентября 1924 года под лозунгами: «Земля и фабрики— трудящимся! Да здравствует Советская Бессарабия!»
В шесть часов утра повстанцы атаковали жандармский пост, почту, захватили власть в свои руки. Андрея Клюшникова видели в разных концах Татарбунар: в открытой машине, реквизированной у местного фабриканта, с красным знаменем в руках он призывал:
— Все, кто может держать оружие, выступайте против румынских оккупантов! Да здравствует Советская Бессарабия!
Над зданием прнмарии взметнулось красное полотнище— пришел час и боевому знамени питерских красногвардейцев и кавалеристов Первого революционного! Срочно был создан руководящий орган Советской власти — ревком, для поддержания революционного порядка, координации действий отрядов. В его состав вошли:
А. Клюшннков (председатель), Л. Цуркан, И. Батищев, Г. Черненко, Н. Лисовой. Были освобождены политзаключенные, обезоружена военная охрана.
Первыми поддержали татарбунарцев крестьяне окрестных сел — Нерушая, Чичмы, Акмангит, за ними поднялись и другие. Всего в восстании приняло участие более шести тысяч человек. Оно охватило большой район: с севера на юг —от Сараты до Черного моря, с запада на восток — от Чичмы и Спасского до озера Сасык.
Силы были неравные. У восставших вилы и косы, немного оружия, у оккупантов — регулярная армия. Вот что писала по этому поводу 30 сентября 1924 года «Правда»: «Для подавления восстания румынское командование перебросило из Болграда, Измаила и Аккермана 9 полков, в том числе кавалерийские, и тяжелую артиллерию.
Слабо вооруженные повстанцы удерживали свои позиции до 19 сентября, после чего небольшими отрядами начали рассеиваться по всему краю. Бон румынских отрядов с повстанцами продолжаются до сих пор. Румынами расстреляно до 500 крестьян, огнем тяжелой артиллерии уничтожено четыре деревни…»
То были первые жертвы, первые потери восставших. Андрей Клюшннков вместе с Леонтием Цурканом и Иустином Батищевым по кукурузному полю пробрались в село Галилешты (ныне Десантное), где Клюшннков и погиб в бою с жандармами, неделю не дожив до своего 28-летия. Там прах его и покоится в братской могиле вместе с другими 17 повстанцами.
Без воздуха и пищи умирал вместе с другими смертниками, замурованными заживо в подвале, Степан Мак- симчук. Когда их потом подняли наверх, в живых осталось всего несколько человек, в том числе и он.
Повстанцы укрывались в плавнях. Переплыл тогда со знаменем на один из дунайских островов и Прокофий Гладченко. Десять дней он жил там с пастухами. А однажды ночью пробрался на виноградник и снова спрятал боевое знамя в тайнике. На рассвете привел туда жену и сказал:
— Как участника восстания, меня наверняка арестуют. Береги знамя, придет лето — просушивай и снова в землю.
…Только через пять лет возвратился он из тюрьмы. Но еще очень не скоро смог открыто вынуть из тайника дорогую реликвию. Счастливый день освобождения пришел 28 июня 1940 года вместе с советскими войсками- освободителями. Знамя питерских красногвардейцев, Первого революционного Аккерманского кавполка и татар- бунарских повстанцев выставили тогда в сельском клубе, чтобы напоминало, воспитывало, звало…
Первый раз пролежало оно в земле шесть лет, второй раз шестнадцать.
В 1943 году погибнет под стенами Сталинграда знаменосец Прокофий Афанасьевич Гладченко, и в годы Великой Отечественной войны знамя будет хранить один из руководителей Татарбунарского восстания И. Бати- щев. После войны он передаст знамя в Белгород-Днестровский краеведческий музей, где оно находится и поныне.
Тогда, в 1924 году, удалось скрыться от палачей Леонтию Тимошенко. До сих пор у нерушайцев хранится фотография. На ней изображены две подруги — жена Леонтия Наталья Тимошенко и Екатерина Борщева. В жизни они, пожалуй, и не говорили высоких слов, но погибли как герои за идеалы коммунизма. Наталья тайком носила еду Леонтию. Но ее выследили, пытали. Она так и умерла, не выдав ,ни мужа, ни других его товарищей, что укрывались вместе с ним.
Екатерина Борщева жила дольше, увидела и самый счастливый день в своей жизни — приход советских воинов-освободителей. Была активисткой МОПРа (Международная организация помощи борцам революции), принимала деятельное участие в установлении Советской власти. А в 1941 году была расстреляна фашистами вместе с другими активистами села.
О многом может рассказать и фотография, что хранится в Белгород-Днестровском краеведческом музее. Пять молодых парней, братья Короткие, из села Неру- шай, сфотографировались, возвращаясь домой, в один из ярмарочных дней: на память. Во время восстания четыре из них погибло, и только Феоктист чудом остался в живых, но пять долгих лет томился в румынских застенках.
Жестокой была расправа над восставшими. Пятьсот из них были брошены в тюрьмы. Условия их содержания были такими бесчеловечными, что еще до суда в живых осталось всего четыреста. На защиту бессарабских крестьян выступили Коммунистическая партия Румынии, вся прогрессивная общественность мира.
«Спасите татарбунарцев!»— этот -лозунг звучал тогда, шестьдесят лет назад, со страниц многих печатных изданий молодой Страны Советов и за рубежом. Его провозглашали участники митингов в Париже и Вене, Нью-Йорке и Берлине. В защиту татарбунарцев подняли свои голоса великий французский писатель-гуманист Ромен Роллан, английский драматург Бернард Шоу, выдающийся американский романист Теодор Драйзер.
Неоценимый вклад в дело защиты повстанцев, разоблачения античеловеческой сути империализма внес Анри Барбюс. Сын французского народа, великий интернационалист, он оценил всю степень мужества повстанцев, поднявшихся на вооруженную борьбу против оккупантов, по велению сердца стал их пламенным певцом, рупором и адвокатом. Разъезжая по странам, выступая в печати, посещая арестованных в тюрьмах, он поднимал общественное мнение против насилия и угнетения, за справедливость и гуманность на земле, а собранный документальный материал изложил в своей книге «Палачи», гневной и страстной: «В Татарбунарах сожжено 69 домов, убито 89 крестьян в церковном дворе и 200 расстреляно на улицах. В округе было убито две тысячи крестьян…»
Так о трагедии и мужестве татарбунарцев узнала вся мировая общественность.
Стремясь тогда дискредитировать Татарбунарское вооруженное восстание 1924 года, королевское правительство называло его «русским экспериментом», руководимым из-за Днестра, и отрицало за ним какую-либо социальную опору в Бессарабии. Это лживое утверждение разваливается в пух и прах: достаточно взглянуть лишь на национальный состав восставших. Плечом к плечу боролись здесь против оккупантов руководитель восстания Андрей Клюшннков — русский, член ревкома Григорий Черненко — украинец, председатель ревкома села Нерушай Леонтий Цуркан — молдаванин, Савва Янчев из села Дмитровка — болгарин (он раздобыл для повстанцев деньги), отчаянно храбрый Афанасий Токмак — цыган.
В братской могиле в Татарбунарах рядом лежат поляк Инжиевский, украинец Белый, русский Каменский и многие другие.
Интернациональное по своему содержанию, Татарбунарское вооруженное восстание стало на юге самым крупным за 22-летний период чужеземной оккупации и имело огромное значение в национально-освободительной борьбе трудящихся края за воссоединение с матерью-Родиной Советским Союзом. Вот почему, хотя восстание и было жестоко подавлено, — борьба против оккупантов продолжалась.
После тюрем и ссылок возвращались в родные края повстанцы — не сломленные, а, наоборот, — готовые продолжать борьбу.
В селах организовывались комитеты коммунистов. Секретарем волостного комитета был избран Иван Демидович Сорочан. Для печатания листовок партийно-комсомольское подполье «конфисковало» у татарбунарского адвоката пишущую машинку, оборудовало и типографию. Листовки сообщали о произволе оккупантов, о тяжелом положении крестьян и рабочих, счастливой жизни в Советском Союзе. Часто в них печатались и обращения к рабочим карьеров, дорожным строителям с тем, чтобы они требовали восьмичасовой рабочий день, повышение заработной платы, гарантии на труд.
Возвратившись из тюрьмы, продолжал революционную деятельность и Степан Тарасович Максимчук. В 1928 году поддерживал связь с подпольщиками Арциза. Позднее участвовал в распространении листовок. Вместе с женой Натальей Филипповной прятал их в двойном дымоходе. Ночью за листовками приходили товарищи… , Молодое подполье готовило «новый 1924-й»…
Ширилось, превращаясь в ощутимую силу, и забастовочное движение, причем требования бастующих дорожных строителей однажды даже были удовлетворены. Татарбунарское восстание продолжалось! Особенно убедительно это прозвучало в 1935 году, когда подпольщики решили торжественно и открыто отпраздновать День международной солидарности трудящихся. На заводах и среди населения была проведена большая организационная работа. Иван Сорочан, Кирилл Чумаченко призывали дорожников, жестянщиков стать Первого мая иод Красные знамена.
Накануне праздника, ночью, комсомольцы снесли в центре Татарбунар памятник какому-то жандармскому чину, а на могиле героев восстания водрузили Красное знамя. Первого мая состоялась демонстрация, звучали революционные песни. Демонстранты требовали права говорить на родном языке, отмены физической расправы. Праздничное шествие было разогнано конными жандармами. В том же году по доносу предателя подпольщики были арестованы.
Решением военного трибунала И. Галузинский, П. Онуф- риенко, Ф. Руденко, М. Протопопов были приговорены к 10 годам тюремного заключения каждый, на пять лет брошены в тюрьму К. Чумаченко, И. Сорочан. Различные сроки лишения свободы получили другие подпольщики. Многие не выдержали пыток, не дожили до светлого дня освобождения.
28 июня 1940 года Придунайский край вошел в семью братских народов Советского Союза.
Впервые за многовековую историю трудовой народ Буд- жака ощутил руку друга и брата. Земля и имущество помещиков были конфискованы, и крестьяне Бессарабии получили 230 тысяч гектаров пахотной земли, 2,5 тысячи гектаров садов, двадцать тысяч голов скота, различный сельскохозяйственный инвентарь. Для созданных в крае колхозов государство выделило большое количество тракторов, комбайнов, другой сельскохозяйственной техники. В Татарбунарах в июле 1940 года уже был организован колхоз имени Татарбунарского восстания.
Счастье свободы и радостного труда длилось недолго: началась Великая Отечественная война.
Снова татарбунарцы и жители окрестных сел подтвердили свою преданность революционным идеалам. В первые же дни немецко-фашистской оккупации большая группа почти безоружных смельчаков бросилась на хорошо вооруженную фашистскую охрану и спасла 300 смертников из устроенного здесь концлагеря. Сто восемнадцать смельчаков пали при этом смертью храбрых.
В болгарском селе Дельжилеры (ныне Дмитровка) в 1941 году от рук местных кулаков и оккупантов погибли Иван Евчев, Иван Недялков, Дмитрий Янчев, многие другие активисты. Сейчас на месте их трагической гибели в центре Дмитровки стоит обелиск. Десять болгарских фамилий на нем и надпись: «Здесь похоронены первые организаторы колхоза, зверски убитые кулачеством в 1941 году. Память о вас будет жить вечно!»
За них, за поруганную врагом землю с оружием в руках мстили многие выходцы из этого села: В. Русев (он погиб в боях за Берлин), К. Димов (в составе 3-го Украинского фронта освобождал родной край, Румынию, Болгарию, Югославию и Венгрию, был тяжело ранен в районе озера Балатон), И. Ченков (сражался на польской земле, штурмовал Берлин)…
А вот еще один волнующий документ времен Великой Отечественной войны:
«Из докладной записки Татарбунарского райкома партии Измаильскому обкому КП(б)У о подпольной политической деятельности населения в годы Великой Отечественной войны…
С приближением частей Красной Армии к Измаильской области в апреле 1944 года на.территорию Татарбунарского района для работы в тылу противника и связи с частями Красной Армии были заброшены две парашютистки: Пархоменко Екатерина и Шабанова Тамара. Скрываясь, пребывая на нелегальном положении… познакомились с жителями с. Струмок Соколенко Дарьей Ивановной, Котовенко Анисьей Прокофьевной и Стащенко Георгием Андреевичем, которые укрывали их ‘ от преследования фашистов, снабжали продуктами питания и сообщали им о продвижении румынско-немецких войск. После того, как румынская жандармерия напала на их след, Пархоменко и Шабанова были вынуждены перебраться в Татарбунары…
Секретарь Татарбунарского райкома КП(б)У
Чикунов» [3].
Надежные помощники оказались у девушек и в Татарбунарах. Хозяин их квартиры Федосий Чуприна был дважды приговорен к смерти: первый раз —за участие в Татарбунарском вооруженном восстании, второй —’за укрывательство советских разведчиц. И дважды сумел уйти от смерти, да еще проязил при этом мужество и героизм. Когда жандармы выследили в Татарбунарах двух партизанок, меньший братишка Чуприны вывел их через потайной ход в степь. Хозяина квартиры схватили, бросили в тюрьму. Но ему удалось оттуда бежать. Больше того, — из своего дома, находящегося под контролем жандармов, он сумел вынести рацию, оружие и все это переправил советским разведчицам.
В ходе подготовки Ясско-Кишиневской операции радиограммы «Светланы», сообщавшие о расположении вражеских аэродромов и частей на берегу Черного моря, сыграли существенную роль. Именно об этом и рассказывает в своих воспоминаниях Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский: «Я не могу не отметить подвиг мужественной разведчицы Екатерины Кондратьевны Пархоменко… Ею были установлены места расположения 6-й немецкой армии, пяти крупных аэродромов, шести артиллерийских штабов, было засечено передвижение 280 железнодорожных эшелонов с танками, артиллерией и другой боевой техникой, имуществом, а также 360 автомашин с войсками и грузами. Она… значительно способствовала успеху наших войск» [4].
Добавим, что через руки Пархоменко за то короткое время прошло более двухсот радиограмм. «Центр, я — «Светлана»… прием,— радировала она. — Из Аккермана и Тарутина в направлении Измаила беспрерывно движутся обозы, автоколонны с солдатами… Все население Арциза вывезено в Германию» [5].
Боевая подруга Екатерины погибла, а Екатерина Пар
хоменко после войны работала в Днепропетровске старшим экономистом в управлении Приднепровской железной дороги. Живет она там и сейчас и всегда помнит Татарбунары военного времени. Об этом напоминают ей н награды: орден Красного Знамени, орден Отечественной войны I степени, семь медалей, которыми наградила ее Родина.
7 мая 1983 года, в канун Дня Победы, татарбунар- цы прочитали в районной газете «Колхозное слово» ее письмо: «Дорогие татарбунарцы, земной поклон вам за вашу теплоту и внимание, за преданность Родине, за то, что в суровые годы войны помогли нам выполнить боевое задание!»
Есть в Татарбунарах улица Баринова. Каждому в городе известно и это имя. Жестокими были бои при освобождении города, и именно здесь мужеством и героизмом прославила себя 1-я батарея 101-го минометного катка третьей минометной Свирской бригады под командованием старшего лейтенанта И. М. Баринова. Одна эта батарея противостояла нескольким тысячам хорошо вооруженных гитлеровцев и за неполные сутки отбила 9 яростных атак. Когда советские войска овладели Та- тарбунарами, вокруг батареи Баринова насчитали свыше 400 убитых вражеских солдат и офицеров. Здесь же лежали и тела погибших героев… 24 августа 1944 года их похоронили в городском сквере. За мужество и героизм И. М. Баринову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его погибшие товарищи удостоены орденов и медалей.
На центральной площади города в окружении цветников и вечнозеленых деревьев — мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны: солдат с винтовкой в руках и рядом с ним — пионер. На одной из стел слова: «Памяти павших будьте достойны!»
ТОП лучших комментаторов