Ранним воскресным утром 22 июня 1941 года весь командный состав служб городского водопровода и канализации был поднят по тревоге.
За два дня до этого проводились занятия МПВО по ликвидации условных очагов пораження на водопроводной и канализационной сети, и никто не мог понять, по какой причине все вызваны вновь. Несмотря на тихое солнечное утро, тревожное настроение усиливалось. Чувствовалось, что этот сбор не является учебной тревогой. Разгадка пришла, когда по радио было передано правительственное сообщение о вероломном нападении войск фашистской Германии и ее союзников на Советский Союз.
После этого решением штаба МПВО часть командного и личного состава водопровода была переведена на казарменное положение — нести круглосуточную службу по защите и восстановлению водопроводных сооружений. А вскоре на станции Днестр был создан истребительный отряд из 60 человек. Его начальником был назначен заместитель директора станции Н. Г. Коновальчук, политруком —начальник цеха очистки И. Р. Легоминов. Отряд находился на казарменном положении, нес охрану станции и должен был вести борьбу с вражескими парашютистами.
Со второго дня войны начались налеты немецкой авиации на Одессу. Эксплуатация водопровода осложнилась: ночью все его объекты приходилось тщательно затемнять. Вражеские самолеты встречались огнем наших зенитных батарей и держались на большой высоте. Водопроводные объекты прикрывались частями 15-й отдельной зенитно-артиллерийской бригады ПВО.
Для дезорганизации работы станции неприятель систематически, начиная с 9 июля, подвергал ее артиллерийскому обстрелу из села Паланка, расположенного на правом берегу реки Днестр.
22 июля десятки фашистских самолетов сбросили бомбы на порт и различные районы Одессы. С этого дня начались массированные налеты вражеской авиации, нередко повторявшиеся по нескольку раз в сутки. Население города изо дня в день несло жертвы убитыми и ранеными.
Большие повреждения были причинены водопроводной сети. Для быстрой ликвидации их в июле 1941 года был создан аварийно-восстановительный полк, в который влились команды ПВО коммунальных предприятий. Командиром полка являлся председатель Одесского горисполкома Б. П. Давиденко. Полк состоял из трех рот. Первая рота численностью 250 человек, предназначенная для восстановления водопроводных и канализационных сетей, была укомплектована в основном из рабочих и технического персонала служб водопровода и канализации.
Командиром роты был назначен инженер А. И. Ники-тенко.
Аварийная рота работала в тесной связи со службой эксплуатации водопровода, основной задачей которой было бесперебойное снабжение водой населения, госпиталей, железнодорожного узла, порта и предприятий, работавших для фронта. Необходимо было так же давать
воду для тушения пожаров, возникавших после каждой бомбежки. В тяжелых условиях артиллерийского обстрела работники станции Днестр ни на один час не прекращали подачу воды в Одессу.
Самоотверженно работали восстановительные бригады. Вот лишь два примера. Бригада Рассказова работала в порту. Когда началась бомбежка, люди не ушли в укрытия, так как нужно было срочно залить свинцом стыки поврежденной магистрали.
Старый работник сети Чумак устранял со своей бригадой повреждения в водопроводной линии на заводе «Большевик». Работали на открытой площадке. Восстановители не прекратили работу, несмотря на налет вражеских самолетов, открывших по ним пулеметный огонь.
В начале августа, когда фашистские войска почти полностью окружили Одессу с суши, возникла непосредственная угроза захвата врагом города. Верховное Главнокомандование 5 августа приказало советским войскам защищать Одессу до последней возможности. Началась героическая оборона города. 8 августа Одесса была объявлена на осадном положении.
По призыву партии тысячи жителей Одессы ушли в народные ополчения для помощи частям Красной Армии, которые вели тяжелые оборонительные бои на подступах к городу. В этих боях погибли работники водопровода ополченцы Бершадер, Грачев, Матлис, Прохоров, Тити-евский.
Вторая декада августа началась в обстановке, когда враг уже не только стоял у ворот города, но все яростнее ломился в них.
11 августа станция Днестр была остановлена, а ее персонал выехал в Одессу. Но сооружения станции не были взорваны.
Удаленное расположение Одессы от источника водоснабжения — реки Днестр давно заставило специалистов задуматься над тем, как снабжать город водой в случае прекращения работы Днестровского водопровода. Впервые этот вопрос был поднят во время первой мировой войны. Однако тогда он не был решен.
После установления Советской власти в городе проблема его подсобного водоснабжения стала еще более актуальной вследствие того, что станция Днестр очутилась на самой границе с боярской Румынией.
В 1934 году при управлении водопровода был создан специальный отдел подсобного водоснабжения. За годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, он многое сделал. В различных районах города, на промышленных и коммунальных предприятиях было пробурено около 80 скважин, большинство из которых подключили к городской водопроводной сети, а остальные приспособили для раздачи воды населению ведрами. Были приведены в рабочее состояние и оборудованы насосными установками ряд шахтных колодцев на предприятиях, очищены старые цистерны во дворах.
11 августа после прекращения подачи днестровской воды Одесса перешла на подсобное водоснабжение. На первых порах оно работало с большими перебоями. В городе создалось тяжелое положение с водой.
14 августа восемнадцать работников станции Днестр во главе с Н. Г. Коновальчуком вызвались поехать на станцию и, если окажется, что она не занята неприятелем, на несколько часов пустить ее для подачи воды в город.
Станция оказалась незанятой. Тогда были растоплены котлы, пущена одна машина — ив течение трех дней город получал 40 тысяч кубометров воды в сутки. Более того, было выиграно время для наладки подсобного водоснабжения. Станция была оставлена группой Н. Г. Коно-вальчука буквально за несколько часов до прихода врага.
С 17 августа Одесса перешла только на подсобное водоснабжение. Имевшийся в резервуарах некоторый запас днестровской воды отпускался бочками и цистернами госпиталям, больницам и воинским частям.
Насосная станция имени Октябрьской революции была остановлена. Ее мастерские занялись выпуском оборонной продукции и кооперировались с заводом имени Январского восстания, изготовлявшим минометы. В тех же мастерских, работавших в три смены, трудились и рабочие станции Днестр.
Подсобное водоснабжение с трудом обеспечивало голодную норму водопотребления. К этому следует добавить, что часть источников давала воду повышенной минерализации. У водоразборов с пресной водой обычно стояли большие очереди.
Инженерные подразделения Одесского оборонительного района совместно с работниками водопровода в спешном порядке начали бурить новые скважины.
Вода в осажденной Одессе имела такое же значение, как боеприпасы. Дежурными мотористами на скважинах и насосных станциях работали наиболее квалифицированные рабочие и инженерно-технический персонал.
Ежедневные вражеские бомбежки требовали от работников водопровода и бойцов аварийно-восстановительной роты необычной оперативности: в одном месте нужно срочно восстановить разрушенные линии, в другом — отключить от линии разрушенные дома, чтобы предотвратить потери драгоценной воды. А ведь без труда можно понять, каким острым был в то время вопрос экономии воды. 21 августа 1941 года в газете «Большевистское знамя» был опубликован приказ начальника гарнизона г. Одессы №26. В нем говорилось:
«С 12 августа с. г. вступил в действие приказ начальника гарнизона г. Одессы № 3 от 4 июля 1941 г. За эти несколько дней зарегистрировано много случаев нарушения этого приказа, а именно: во многих домах в результате того, что вода в квартирах не закрыта, имеются большие утечки. В некоторых районах города воду выдают не по установленному порядку и в неограниченном количестве. Такое же недопустимое положение наблюдается и на предприятиях г. Одессы, из-за чего значительное количество населения города лишено возможности своевременного получения воды.
В целях экономии воды и упорядочения ее распределения приказываю:
1. Во всех квартирах перекрыть и опечатать все водопроводные краны, бачки в уборных и проч.
2. Воду отпускать только согласно § 2 приказа № 3 от
4 июля 1941 года.
3. Категорически запретить промывку дворовых уборных водопроводной водой.
4. Ответственность за правильное распределение воды среди населения возлагаю на горжилуправление, райжил-управления и органы милиции.
5. Ответственность за выполнение указанных мероприятий полностью возлагаю на управдомов, смотрителей и уполномоченных по дому.
6. Всем директорам и уполномоченным предприятий, на территории которых имеются скважины, обеспечить круглосуточную подачу воды в сеть.
7. Отпуск воды из заводских источников водоснабжения другим предприятиям и войсковым частям гарнизона производить только с письменного разрешения водоканалтреста г. Одессы. На всех предприятиях города недействующие водопроводные линии закрыть.
Лица, виновные в неисполнении настоящего приказа, будут привлечены к ответственности по законам военного времени».
В сентябре 1941 года исполком Одесского городского Совета депутатов трудящихся принял решение ввести карточную систему на воду. Полведра воды в день —- такая была норма на одного человека.
Одесса была единственным городом в стране, где военные обстоятельства заставили ввести карточную систему на воду.
В этот период Одесский обком КП(б)У повседневно занимался вопросами водоснабжения города. Так, в постановлении обкома от 22 августа 1941 года было специально записано:
«Обратить особое внимание на охрану источников водоснабжения. 25.УІІІ на заседании бюро обкома КП(б)У заслушать тт. Гуревича и Кузьменко о выполнении настоящего пункта».
В городе часто не хватало воды для того, чтобы тушить пожары, которые ежедневно возникали от сброшенных вражеской авиацией зажигательных бомб. В некоторых районах города в сети не было воды. В дни наиболее ожесточенных бомбежек обком КП(б)У вынес решение:
«Обязать начальника Одесского порта т. Макаренко выделить в распоряжение горисполкома лодки, шлюпки и баркасы для расстановки их под воду по улицам города».
С 25 августа Одесса, которую до этого времени враг мог бомбить только с воздуха, оказалась под артиллерийским обстрелом. Вражеские снаряды долетали до центра города. Больше всего снарядов ложилось вокруг порта и на его территории. Грань между фронтом и тылом стала весьма условной, особенно с тех пор, как развернулись бои на ближних подступах к городу. Меньше чем за два месяца вражескими бомбежками было полностью разрушено 350 и сильно повреждено свыше 240 зданий.
Вторая половина августа и первая половина сентября 1941 года были в Одессе очень жаркими, дождей почти не выпадало. Несмотря на эвакуацию части населения и промышленности, в городе ощущался большой недостаного Главнокомандования отдала приказ в кратчайший срок эвакуировать войска Одесского оборонительного района в Крым.
16 октября в шесть часов вечера, через двадцать часов после эвакуации наших войск, на дальних окраинах Одессы показались первые разведывательные партии противника.
Оккупанты обрушились на жителей города с грабежами, массовыми арестами и расстрелами.
В этих чрезвычайно тяжелых условиях начался новый этап борьбы с фашистскими захватчиками. Ее возглавили подпольные партийные организации.
В первые же дни оккупации враг решил в кратчайший срок восстановить порт и железнодорожный узел, в том числе их водоснабжение. Советские патриоты всеми силами старались сорвать вражеские планы. Так, бригадир водопроводчиков Н. А. Алексеев всячески саботировал ремонт портовых скважин и водопроводной линии. Одна из этих скважин, у Нового мола, была завалена булыжником, после чего все попытки очистить ее оказались безуспешными. Водопровод в порту работал с большими перебоями. Из-за несвоевременной подачи воды суда и поезда нередко задерживались.
Румынские власти не доверяли работникам водопровода. На станцию Днестр была вызвана бригада механиков и слесарей из Бухареста, которая на протяжении нескольких недель тщательно обследовала паросиловое хозяйство, местами производя разборку механизмов.
В 1942 году станция Днестр из-за отсутствия топлива подавала воду нерегулярно. Иногда она совсем останавливалась или работала только днем. В это время город в среднем получал 12—15 тысяч кубометров воды в сутки.
Весной 1943 года на станцию Днестр прибыли румынские инженеры с бригадой монтеров и слесарей и начали демонтировать и вывозить оборудование электростанции и новой насосной станции, пущенной в эксплуатацию перед самой войной.
В середине марта 1944 года, когда фронт начал приближаться к Одессе, гитлеровское командование устранило в городе румынскую администрацию и полностью взяло его под свой контроль. Чуя близкое поражение, захватчики начали взрывать заводы, фабрики и другие объекты. Разрушение водопроводных сооружений окку-
панты оставили на последний момент, заблаговременно подготовив их к взрыву.
Ранним утром 7 апреля 1944 года на станцию Днестр прибыл особый отряд, которому, очевидно, было поручено взорвать ее. Гитлеровцы окружили группу рабочих вахтенного персонала и потребовали, чтобы они занялись переноской взрывчатки на объекты. Рабочие начали разбегаться. (Оккупанты не посмели по ним стрелять, опасаясь привлечь внимание приближающихся передовых отрядов Красной Армии).
Работница Анна Костецкая выбежала на дорогу, ведущую из Беляевки в Маяки, по которой уже проходил передовой отряд советской кавалерии, и сообщила им, что на станции находятся немцы. Кавалеристы — это были конники соединения генерала И. А. Плиева—сразу повернули на станцию, оккупанты бросились бежать к реке, но были настигнуты и уничтожены.
Таким образом, 7 апреля 1944 года станция Днестр была освобождена частями Красной Армии, стремительное наступление которых спасло водопроводные сооружения от полного уничтожения.
10 апреля 1944 года войска 3-го Украинского фронта, которым командовал генерал армии Р. Я- Малиновский, полностью освободили Одессу.
Газета «Радянська Україна» 6 июня 1944 года писала:
«Одесса за 150 лет своего существования не раз испытывала большое горе от иноземного вторжения. Но даже страшная чума 1812—1814 гг. тускнеет перед небывалым зверским уничтожением советских людей фашистами.
907 долгих дней в тяжелой неволе. Никогда не забыть этих ужасных месяцев и дней».
Сразу после освобождения Одессы от фашистских захватчиков развернул свою работу городской Совет депутатов трудящихся, его отделы. Одной из основных и неотложных задач, возникших перед городским Советом, было дать населению воду.
Близость фронта к Одессе не позволила сразу после освобождения подать в город днестровскую воду. Станция Днестр находилась в зоне артиллерийского обстрела. Стоило трубам его котельных задымить, как фашистские стервятники разбомбили бы водопроводные сооружения.
В течение четырех месяцев — до середины августа — станция Днестр находилась у самой фронтовой полосы.
Все жители из поселка станции (и села Беляевка) были отселены. Для охраны станции осталась лишь небольшая группа рабочих во главе с директором М. Слободским.
В апреле 1944 года станция Днестр подверглась бомбежке вражеской авиацией и артиллерийскому обстрелу. Значительные повреждения были причинены медленным фильтрам, разрушено здание опытной префильтровой станции. В один из таких ночных обстрелов снаряд попал в нефтехранилище, расположенное возле насосной станции № 2. Вспыхнул пожар. Он был потушен, несмотря на то, что артобстрел продолжался.
Станция Днестр была пущена в эксплуатацию в сентябре 1944 года. До этого Одесса находилась на подсобном водоснабжении.
ТОП лучших комментаторов