Через десять лет после выкупа водопровода у концессии стало ясно, что его реконструкция и расширение проблему водоснабжения в Одессе не разрешили.
В 1906 году была образована специальная комиссия из городских инженеров и санитарных врачей, которая установила, что для использования пропускной способности водоводов (96 000 кубометров в сутки) необходимо построить на станции Днестр второй подводящий канал из реки, дополнительные отстойники (довести их емкость до 190 000 кубометров), семь новых медленных фильтров и установить на станциях Днестр и Чумка новые машины.
Эти рекомендации не были приняты, и городская дума, начиная с 1906 года, проводит ряд «мероприятий» для «наведения порядка» в расходовании воды на хозяйственные и питьевые нужды. Постепенно прекращается отпуск воды для поливки садов и огородов, сокращается количество воды, подаваемой на дачи, уменьшаются диаметры водопроводных вводов в дома.
В 1914 году, к началу первой мировой войны, население Одессы достигло 630 тысяч человек. А среднесуточный объем подаваемой воды составлял 53 000 кубометров, что было совершенно недостаточным.
Одесский водопровод нуждался в капитальном ремонте. В особенно плохом техническом состоянии были дворовые водопроводные сети, уложенные исключительно из железных труб. Вот как охарактеризовал их состояние технический руководитель водопровода Н. В. Кудрявцев: «При устройстве этих линий зачастую прибегают к конкуренции, сводящейся к применению дешевого материала, т. е. бракованных труб и небрежного исполнения вследствие применения труда учеников мастерских. Бывали случаи обнаружения поставки заведомо старых труб, особенно при постройке домов со спекулятивной целью. Все вышесказанное относится не только к окраинным владель
цам имуществ, но имеет место и во многих центральных частях города».
В 1914 году была создана комиссия для разработки мероприятий по расширению водопровода.
Комиссия предложила: соорудить новый подводящий канал от реки до станции Днестр, построить дополнительные отстойники и медленные фильтры, а также третий водовод из Беляевки в Одессу; установить новые машины па станциях Днестр и Чумка; заменить городские водопроводные линии малых диаметров большими. При этом предполагалось все линии диаметром 75 миллиметров заменить линиями диаметром 150 миллиметров.
Первая империалистическая война помешала осуществить эти планы. За время войны техническое состояние сооружений водопровода ухудшилось еще больше, так как их капитальный ремонт почти не производился.
В 1917 году снова возник вопрос о срочном усовершенствовании служб водопровода. При его управлении был организован специальный отдел расширения, который занялся разработкой необходимых материалов для проектирования. Были произведены подсчеты потребности города в воде, изучалось состояние водопроводной сети, силового хозяйства станции Днестр и Чумка и т. д.
Но до установления Советской власти в Одессе водопровод так и не был усовершенствован и по-прежнему не удовлетворял нужды города.
ТОП лучших комментаторов