К 1926 году основные работы по восстановлению Одесского водопровода были закончены, продолжался капитальный ремонт сооружений и улучшение их эксплуатации.
В городе была создана центральная лаборатория водопровода, укомплектованная высококвалифицированными кадрами химиков, бактериологов и гидробиологов. Руководил ею химик профессор А. С. Комаровский, гидробиологический отдел возглавлял профессор Н. Г. Лиг-нау.
Одновременно с текущими делами эта лаборатория занималась большой исследовательской работой, которая должна была лечь в основу дальнейшего расширения Днестровского водопровода. К нему приступили в 1927 году. Так, в машинном здании станции Днестр бригада молодых слесарей — воспитанников школы ФЗУ смонтипользуются и в настоящее время. Поэтому остановимся на некоторых из этих решений.
Пропускная способность закрытого подводящего канала из реки к площадке станции Днестр была уже недостаточна. Надо было решить, как подвести к станции необходимое количество воды. Одновременно требовалось обеспечить предварительное осаждение воды перед медленными фильтрами, так как существовавшие на площадке открытые отстойники работали плохо и задерживали не более 10 процентов взвешенных веществ из речной воды. Плохая работа отстойников не позволяла повысить скорость фильтрации на медленных фильтрах.
Для подвода воды из реки к площадке станции и для предварительного осаждения воды был запроектирован канал-отстойник. Так идея, выдвинутая одесскими городскими инженерами в 1868 году, была реализована через шестьдесят с лишним лет — в советское время. Проектированию канала-отстойника предшествовали исследования, установившие степень осветления воды реки Днестр при длительном отстаивании. Был принят срок (9 дней), на протяжении которого вода должна отстаиваться в канале-отстойнике.
По проекту вода из реки заходит в канал по всей его ширине. В начале канала предусмотрена дырчатая железобетонная стенка для равномерного распределения воды по его сечению. При максимальной мутности воды во время паводка канал мог быть на время изолирован от реки.
Из канала-отстойника вода поступает в поперечный канал.
Отвод воды осуществляется по всей ширине канала через дырчатые трубы диаметром 750 миллиметров, подвешенные на поплавках.
Для интенсификации работы медленных фильтров были запроектированы префильтры (в виде скорых фильтров), то есть из канала-отстойника вода поступает на префильтры, а затем на медленные фильтры. Скорость фильтрации на медленных фильтрах по этой схеме предполагалось увеличить до 400 миллиметров в час.
Одним из важнейших объектов в общей схеме расширения водопровода был третий водовод Днестр—Одесса протяжением 41 км. Для того чтобы сэкономить металл при сооружении этого водовода, было решено на тех уча-
стках его, где рабочее давление не превышало четырех атмосфер, применить железобетонные напорные трубы. Для того времени это было технически смелое решение. Напорные железобетонные трубы диаметром 900 миллиметров тогда еще в СССР не изготовлялись и не применялись. Инженеры водопровода М. С. Шатуновский и Л. Г. Борщанский запроектировали специальный завод для изготовления напорных железобетонных труб центрифугированным способом.
Проект реконструкции водопровода в отдельных его частях подвергался иногородней экспертизе и окончательно был утвержден Народным Комиссариатом коммунального хозяйства УССР и Народным Комиссариатом здравоохранения УССР в 1934 году.
Работы по расширению водопровода начались со строительства третьего водовода на участках с чугунными трубами, завода железобетонных труб и запасного резервуара на станции имени Октябрьской революции.
Резервуар строился прогрессивными по тому времени методами. Была создана специальная лаборатория для испытания цемента и бетона. Большое внимание уделялось гидроизоляции резервуара и устройству постоянно действующего дренажа. Бетонирование резервуара велось непрерывно в три смены — во избежание строительных швов.
В 1935 году был закончен завод железобетонных труб производительностью 10 километров в год и началось изготовление пробной продукции. Руководил заводом инженер В. И. Байерле. Первые трубы были неудачны и не выдерживали гидравлического испытания. Много инициативы и изобретательности проявили работники водопровода, пока был найден правильный технологический процесс изготовления труб. Уложенные в сеть железобетонные трубы оказались такого высокого качества, что по прошествии 25 лет совершенно не изменились и сохранили гладкую внутреннюю поверхность.
Сооружение канала-отстойника было поручено Николаевской базе дноуглубительных работ.
В августе 1937 года земснаряд «Каляев», землечерпалка «Цюрупа», рефулер № 4 и обслуживающие плавсредства приблизились к назначенному месту. «Каляев» сделал прорезь из реки, а затем расширил ее, устроив небольшой ковш достаточных размеров и глубины для входа всего каравана. В 1937 году было выполнено всего 25 процентов общего объема земляных работ по каналу-отстойнику. Караван остался зимовать на Днестре. Коллектив станции Днестр оказывал большую помощь каравану в ремонте механизмов. Рабочие станции нередко трудились по две смены.
Осенью 1938 года земляные работы по каналу-отстойнику были закончены, всего было вынуто около 900 тысяч кубометров грунта, уложенного затем в дамбы. Одновременно со строительством канала-отстойника производилось рытье сборного канала для подвода осветленной воды к новой насосной станции первого подъема.
Необходимость увеличить подачу воды в город и недостаточная пропускная способность старого закрытого водовода вынудили пустить канал-отстойник в эксплуатацию в 1939 году—до полного окончания работ по проекту.
Канал-отстойник полностью оправдал расчеты проектировщиков. Речная вода, прошедшая через него, теряла значительную часть содержавшихся в ней взвешенных веществ, что позволило повысить скорость ее фильтрации. Особенно велика роль канала-отстойника во время паводков, когда мутность воды значительно повышается.
К началу Великой Отечественной войны намеченные работы по расширению водопровода не были закончены. На станции Днестр, кроме канала-отстойника, были пущены в эксплуатацию опытно-эксплуатационная префиль-тровая станция, медленный фильтр № 13, электростанция и насосная станция второго подъема (в незаконченном виде), третий водовод диаметром 900 миллиметров. На станции имени Октябрьской революции был закончен железобетонный резервуар емкостью 10 тысяч кубометров.
Благодаря повышению технического уровня эксплуатации очистных сооружений и организации повседневного лабораторного контроля за их работой значительно улучшилась очистка воды.
В тридцатые годы много было сделано для улучшения санитарной охраны водопровода, по благоустройству и озеленению площадки станции. К 1936 году в поселке станции Днестр было уже построено двадцать шесть двух-и четырехквартирных домов, два восьмиквартирных и один двенадцатиквартирный. Там же выросли двухэтажная школа и сооружения для подсобного хозяйства. Ликвидация жилья и подсобных сооружений на площадке
станции значительно улучшила санитарные условия зоны строгого режима. Расширение и реконструкция водопровода позволили довести подачу воды в город в июне 1941 года до 120 тысяч кубометров в сутки.
ТОП лучших комментаторов