В руках народа

В 1923 году было отремонтировано и установлено 3000 водомеров.

По решению губисполкома с 1 октября 1924 года водопровод перешел на взимание платы за воду по водомерам. В связи с этим были введены новые тарифы, по которым рабочие и служащие платили 5—б копеек за кубический метр воды.

В 1925 году водопровод был в основном восстановлен. По числу домов, присоединенных к водопроводу (96%), Одесса была далеко впереди других городов СССР. Протяженность уличной водопроводной сети в это время составляла 490 километров.

Восстановление водопровода за такой сравнительно короткий срок стало возможным благодаря вниманию и помощи ему со стороны одесских партийных и советских организаций, а также благодаря тому, что в его службах трудилось немало опытных специалистов. Среди 18 передовых рабочих Одесской губернии, награжденных в пятую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции орденом Трудового Красного Знамени, были и два машиниста Одесского водопровода: В. В. Осадчен-

ко, работавший с 1875 года, и П. П. Олейник, работавший с 1879 года.

В 1923 году основная помеха в работе водопровода— недостаток топлива — была устранена. Станция имени Октябрьской революции (такс 1923 года стала называться водопроводная станция, находившаяся в черте города) работала на нефти, а станция Днестр —- на угле и главным образом на камыше (он служил основным видом топлива для котлов этой станции с 1922 по 1928 год).

В 1923 году инженер Д. Полизо и механик Н. Фролков впервые на водопроводе организовали систематические теплотехнические испытания, которые дали возможность устанавливать оптимальный режим работы котлов и минимальный расход топлива.

В том же году на станции Днестр были организованы школы кочегаров и ФЗО.

В сентябре 1923 года был создан водопроводно-кана-лизационный комбинат. Его директором стал председатель завкома станции Днестр С. Печенкин, заместителем директора — инженер К. Канцер и техническим директором водопровода — инженер К- Эрмиш.

Среди рабочих водопровода было много опытных специалистов, которые во всех подробностях изучали сеть. Их называли «ключами водопровода». Среди таких рабочих был и Филлипп Сильвестрович Ботвич.

В первые же годы Советской власти на водопроводных службах было немало сделано для улучшения условий труда и быта рабочих. Так, рабочие обеспечивались спецодеждой, спецпитанием. На отдаленные участки сети их отвозили машиной. «А ведь раньше, — вспоминал Ф. С. Ботвич,— бывало возьмешь 3 пуда материала, инструмент и пешком на 15-ю станцию…»

Улучшились и жилищные условия рабочих станции Днестр. В старом поселке, где жило 443 человека, была большая теснота и скученность. К тому же поселок располагался в низменности, где нередко, о чем мы уже упоминали, вспыхивали эпидемии малярии. .

В июне 1924 года на сухом возвышенном месте в полутора километрах от площадки станции Днестр был заложен рабочий поселок Ильичевка. На его закладке присутствовал председатель Одесского губисполкома, партийный и государственный деятель А. В. Иванов.

Проект строительства и благоустройства Ильичевки разработал инженер водопровода П. Ф. Рябушин. В 1924 году были построены первые четыре дома.

34
Для рабочих станции имени Октябрьской революции был устроен летний театр в станционном саду, куда в старое время вход рабочим был запрещен.

Большая работа была проведена по упорядочению водомерного хозяйства. До революции водомеры в Одессу ввозились, в основном, из Австрии. Но вот в мастерских станции имени Октябрьской революции был организован специальный цех по производству и ремонту водомеров. Их выпуск проходил успешно, особенно после того, как кадровый рабочий станции Рыжановский сконструировал фрезерный автомат, позволивший за восемь часов изготовлять 4000 зубчатых колес для водомеров вместо 150.
Однако с вводом «дней воды» контрольные исследования показали ухудшение качества воды, особенно бактериального. Было установлено, что причиной этого явилось многодневное накапливание воды в резервуарах станции Чумка. Давно не очищавшиеся резервуары полностью опорожнялись, ил взмучивался со дна и загрязнял воду. Тогда водная комиссия предложила перейти на водоснабжение города по районам. По специальному графику каждый день вся вода, поступавшая со станции Днестр, подавалась в один или два района. Это позволило подавать воду на верхние этажи домов, где ее давно не было.

В 1921 году началось восстановление водопроводных сооружений. В помощь водопроводу для очистки медленных фильтров на станцию Днестр была направлена рота красноармейцев 51-й Перекопской дивизии, расквартированной в Одессе.

В начале 1922 года водопровод работал с большими перебоями. Не хватало топлива, продовольствия — в городе, как и по всей стране, царила разруха. Но люди мужественно переносили лишения ради одной цели: снабдить город столь нужной ему водой.

В Государственном архиве Одесской области сохрани-

лось письмо управления водопровода в губисполком ог 25 января 1922 года, в котором сообщалось:

«Продовольственный вопрос на водопроводной станции Беляевка и железной дороге Выгода — Днестр находится в катастрофическом положении… На вахте стоит несколько человек из инженеров, механиков и комячейки — беспрестанно трое суток».

В августе 1922 года была получена телеграмма Совета Народных Комиссаров УССР:

«Ввиду угрожающего развития на Украине холеры предлагается:

1. Обратить сугубое внимание на улучшение водоснабжения.

2. Коммунотделам срочно произвести ремонт водопроводов.

3. Обеспечить бесперебойную работу водопроводов».

Губисполком постановил провести восстановление водопровода в ударном порядке. Управление водопровода было выделено в самостоятельную хозяйственную единицу. Вскоре оно обратилось к рабочим города с таким воззванием:

«В сохранении Одесского водопровода больше всего должны быть заинтересованы рабочие г. Одессы. А посему рабочее население не только само не должно уклоняться от уплаты водопроводу денег за воду, но и всеми мерами должно бороться с неаккуратными плательщиками, в большинстве случаев нетрудовым элементом. Рабочие должны помнить, что не будет средств для продолжения работы водопровода — не будет и воды.

Все население, пользующееся водой из дворовых и уличных кранов, должно иметь особые на то удостоверения, т. е. «водяные паспорта», без такого удостоверения вода никому отпускаться не должна. Рабочие, помогайте водопроводу!»

Одновременно управление увеличило тарифы, доведя их до себестоимости водоснабжения. Эти меры значительно укрепили финансовое положение водопровода. Полученные средства вместе с выделенными государством (100 миллиардов рублей) позволили проводить необходимый ремонт.

Во второй половине 1922 года водопровод работал уже без перебоев и подавал в среднем 36 ООО кубометров воды в сутки.

В обстановке тяжелой хозяйственной разрухи началось восстановление фабрик и заводов Одессы, порта. Коммунальным хозяйством города в это время руководила коммунальная секция Одесского Совета рабочих и красноармейских депутатов, образованная в числе других секций 9 апреля 1920 года.

Одесский водопровод был одним из хозяйств города, сильно пострадавших за время гражданской войны. Здания и сооружения водопроводных станций Днестр и Чумка длительный срок не подвергались никакому ремонту и

были значительно повреждены. В очень плохом состоянии находились уличные и дворовые водопроводные сети, утечка воды достигла 60 процентов. Общий убыток, нанесенный Одесскому водопроводу интервенцией, блокадой, действиями белых армий и контрреволюционных банд, составил 1 млн. 756 тыс. 344 рубля (в ценах 1914 года).

Разразившийся в стране в результате гражданской войны и интервенции топливный кризис парализовал работу заводов и железных дорог.

В марте и апреле 1920 года Одесский водопровод получил лишь 30—35 процентов необходимого количества топлива. В конце марта 1920 года по решению Одесского губисполкома было начато строительство железной дороги Выгода — Днестр. Все работники станции Днестр принимали в нем активное участие. Строить дорогу приходилось в очень тяжелых условиях. Рабочие жили в землянках. Не хватало хлеба, воды, инструментов, обуви.

Но наступил тот день, который стал праздником для строителей дороги, и в первую очередь для коллектива станции Днестр, вложившего много труда, изобретательности в это строительство.

Кризис топлива был преодолен. Но беспокоила другая проблема: на станции недоставало рабочих для очистки медленных фильтров и перемывки песка. Плохая работа фильтров, конечно, отразилась на качестве воды.

В 1920 году комиссия по охране водоемов и почв сообщила о присутствии в днестровской воде холерных вибрионов. Чтобы не вспыхнула новая эпидемия, необходимо было довести подачу воды в город хотя бы до «санитарного минимума», который равнялся 45 тысячам кубометров воды в сутки. Но даже для подачи этого минимума часто не хватало топлива.

Было решено установить так называемые «дни воды», когда вода, накопленная за некоторое время в резервуарах на станции Чумка, подавалась с хорошим напором в городскую сеть. Объявления о предстоящих «днях воды» печатались во всех газетах наравне со сводками о выпечке хлеба и о поступлении топлива. В остальные дни вода подавалась только в низменные районы города, где разбиралась населением в специально установленных пунктах — на спусках Матросском и Градоначальническом (ныне Перекопской победы), на углу улиц Балковской (Фрунзе) и Дальницкой (Иванова) и других.

Hosted by uCoz