После реформы 1861 года промышленность Одессы стала быстро развиваться, увеличился грузооборот Одесского порта.
В 1865 году была открыта железнодорожная линия Одесса — Балта, а еще через несколько лет Одесса—Елисаветград (ныне Кировоград).
По официальным данным, в 1869 году в Одессе было 127 фабрик и заводов, порт по своему грузообороту занимал второе место в России, численность населения достигла 130 тысяч человек.
Параллельно с ростом экономики города росла и его потребность в воде. Все источники (592 колодца, 486 цистерн и водопровод Ковалевского) давали до 4 тысяч кубических метров воды в сутки, чего было совершенно недостаточно. За эту воду жители города ежегодно выплачивали частным предпринимателям около 700 тысяч рублей.
Все попытки получить в Одессе артезианскую воду не увенчались успехом. Рытые колодцы, которые являлись основным источником водоснабжения, питались, главным образом, за счет верховодки. В связи с ростом города они все больше загрязнялись, качество воды ухудшалось. В засушливые периоды года колодцы иссякали.
Техническая общественность города пришла к выводу, что обеспечить Одессу водой можно только из реки Днестр.
Городская дума, состоявшая, в основном, из домовладельцев, не хотела вкладывать деньги в строительство Днестровского водопровода и приняла решение сдать его в концессию предпринимателям.
И вот с 1864 по 1871 год в городскую думу поступило свыше двадцати предложений от отечественных и иностранных дельцов, желавших получить концессию на строительство и эксплуатацию Днестровского водопровода.
Свои стремления к наживе некоторые из них цинично прикрывали заботой о населении Одессы. Так, предприниматель из США Энгельман в своем заявлении на имя министра внутренних дел России писал:
«По разным обстоятельствам ни одно из предприятий снабжения Одессы здоровой для питья водой доселе не осуществилось и многочисленные обитатели сего города, особенно недостаточные, ждут благоприятного времени и милостивого внимания правительства к удовлетворению их первейшей потребности в воде. Почему же в нынешнее время не настать поре удовлетворения томимых жаждой от недостатка воды одесцев?»
В заключение Энгельман просил предоставить ему концессию на 70 лет и ряд льгот, в том числе беспошлинный ввоз труб и оборудования.
Ко второй половине 1870 года вопрос о водоснабжении заслонил все остальные проблемы города. Ему был посвящен ряд заседаний городской думы. В конце года власти
Одессы, несмотря на протесты нескольких гласных, подписали контракт с предпринимателями из Москвы Шва-беном и Моором на сооружение Днестровского водопровода и снабжение города водой в течение 40 лет.
Проект водопровода был разработан группой городских инженеров и техников. На основе проведенных изысканий было выбрано место водозабора — вблизи села Беляевка — как раз такое, куда при нагонных ветрах со стороны моря соленая вода не доходила.
Поскольку левый берег Днестра был здесь совершенно плоским и во время весенних паводков затапливался, площадку станции решили соорудить в двух километрах от реки, а воду к ней подвести по открытому каналу. По замыслу проектировщиков этот канал должен был также служить для предварительного естественного отстоя воды перед медленными фильтрами и как судоходная магистраль для доставки на площадку станции угля и других грузов, которые будут поступать по реке Днестр.
Проект предусматривал также то, что вода из канала с помощью насосной станции первого подъема будет поступать для очистки на медленные фильтры, затем — в резервуар чистой воды. А отсюда насосная станция второго подъема подаст воду по водоводу в городскую водопроводную сеть.
По контракту концессионеры обязаны были разработать на основе составленного проекта рабочие чертежи. При их разработке в первоначальный проект было внесено несколько изменений, которые ухудшили его. Так, концессионеры не хотели строить подводящего канала и доказывали, что он будет разрушаться в период паводков, что вода в нем будет портиться и что его очистка станет нарушать нормальное водоснабжение. Взамен канала-отстойника они предложили построить закрытый водовод исключительно для подвода воды из реки к насосной станции первого подъема, а отстой воды перед медленными фильтрами осуществлять в двух открытых отстойниках, расположенных на площадке станции.
Городская дума согласилась с предложением концессионеров, и первоначальный проект был изменен.
Однако предприниматели Швабен и Моор, подписав контракт и внеся залог, не могли приступить к строительству водопровода, так как оказалось, что у них нет на это денег, її Между тем положение с водоснабжением города стало катастрофическим. 1871 год был засушливым, четыре месяца не было дождей. Некоторые колодцы совершенно иссякли. Сохранившаяся кое-где вода в цистернах по своему состоянию не годилась для питья. Нашлись предприниматели, занявшиеся доставкой воды в Одессу баржами из Херсона и продававшие ее по непомерно высокой цене — 3—4 рубля за бочку.
Недовольство населения заставило городскую думу выделить специальную комиссию по вопросу обеспечения Одессы водой. Комиссия начала переговоры с Русским Обществом Пароходства и Торговли о доставке в Одессу воды морским путем, а также с управлением железной дороги — о доставке воды из Бендер и Тирасполя. Пароходное общество согласилось доставлять воду морским путем по цене 1 рубль 20 коп. за бочку, а управление железной дороги дало согласие на доставку воды из Борщей и Бал-ты из расчета 2 рубля за бочку, не считая затрат на приспособление вагонов для перевозки воды. Городская дума не приняла этих условий. Таким образом, работа специальной комиссии ни к чему не привела. Предприниматели в течение всего летнего периода доставляли воду в Одессу из Херсона и продавали по самой высокой цене.
Наконец в марте 1872 года в Лондоне было создано «Одесское водопроводное общество», обеспечившее финансирование строительства Днестровского водопровода.
В июне того же года долгожданное строительство на Днестре началось, а в сентябре приступили к прокладке городской водопроводной сети.
ТОП лучших комментаторов