Реформирование земельных отношений в Украине осуществляется с 1991 года. Основным принципом, который определил направления этого процесса реформирования, стало преодоление монополии государства на земельную собственность и установление многосубъектности права собственности на землю.
Но в связи с отсутствием совершенных инструментов регуляции рынка земель установленный в Украине мораторий (запрещение на отчуждение земельных участков сельскохозяйственного назначения путем их продажи) ограничивает конституционные права владельцев земельных участков, которые закреплены п. 1 ст. 90 Земельного кодекса Украины, который гласит: “владельцы земельных участков имеют право продавать или другим путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство”. Его продолжение сдерживает создание цивилизованного земельного рынка, не решает существующие проблемы, а приводит к нагромождению новых.
Общество и большинство политических сил признают неизбежность формирования рынка земель сельскохозяйственного назначения при условии должного нормативно- правового обеспечения принципов его функционирования.
Среди негативных последствий продолжения моратория на куплю- продажу земель сельскохозяйственного назначения можно выделить основные:
-сдерживание оптимизации сельхозхозяйственного землевладения и землепользования невозможность улучшить технологические условия использования сельскохозяйственных земель в результате нерациональных размеров землевладений, чересполосицы, вкрапления мелких участков других владельцев, в массивы земель хозяйств и тому подобное;
- концентрация большей части земель сельскохозяйственного назначения в собственности наименее экономически активной части сельского населения(пенсионеров и лиц предпенсионного возраста), которая не имеет надлежащих профессиональных знаний, финансовых и физических возможностей заниматься земледельческой работой;
- получение земельных участков сельскохозяйственного назначения в наследство лицами, которые проживают в городах, других странах и не намереваются заниматься сельскохозяйственным производством и управлять земельными активами, что приводит к неиспользованию земель сельскохозяйственного назначения;
- блокировка процессов создания крупнотоварных хозяйств рыночного типа, что в условиях завершения процессов интеграции Украины к СОТ кардинально снижает конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства на мировых рынках;
- снижение инвестиционной привлекательности аграрного сектору украинской экономики, связанное с повышением риска вложений в результате невозможности ипотечного кредитования сельского хозяйства под залог земельных участков.
Необходимость сдерживания полноценного включения земель сельскохозяйственного назначения в экономический оборот на рыночных принципах многими политическими силами обосновывается потенциальной опасностью возникновения ряда негативных явлений общественно-экономического характера, в частности:
- скупка значительных площадей сельскохозяйственного назначения финансово-промышленными группами, которая будет иметь своим следствием “обезземеливание” крестьян и образование “латифундий” латиноамериканского типа с наемными работниками;
- отчуждение крестьянами земельных участков сельскохозяйственного назначения по цене, которая является существенно ниже экономически обоснованной;
- концентрация значительных площадей сельскохозяйственного назначения в собственности финансовых учреждений (коммерческих банков) при переходе залоговой земли в собственность заста-водержателя;
- возникновение явления “спекуляции” земельными участками, когда значительные площади земель сельскохозяйственного назначения будут скупаться финансовыми спекулянтами с целью последующей их перепродажи по высшей цене, которая приведет к росту стоимости аграрной продукции и повлечет инфляцию;
- неконтролированное изменение целевого назначения и урбанизация сельскохозяйственных земель.
Для преодоления таких негативных последствий моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения как сдерживание оптимизации сельскохозяйственного землевладения и землепользования, невозможность улучшить технологические условия использования сельскохозяйственных земель в результате нерациональных размеров землевладений, проектом Закона Украины «О рынке земель» предлагается образовать государственное специализированное учреждение по управлению землями сельскохозяйственного назначения государственной собственности, одной из основных задач которого является проведение землеустройства, консолидация и обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности.
Принятие закона Украины «О рынке земель» с учетом предложенных подходов позволит создать правовые предпосылки для внедрения рынка земель сельскохозяйственного назначения, который будет предусматривать ограниченную государственную регуляцию процедуры отчуждения владельцами имущественных прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, которое обеспечит внедрение рыночного экономического оборота имущественных прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения с одновременной минимизацией его потенциальных негативных общественно-экономических последствий.
В целом же можно констатировать: мировой опыт показывает, что регулировать рынок земель намного эффективнее, чем загонять его «в тень». Законодательство многих европейских стран предусматривает существование системы регуляции оборота земель сельскохозяйственного назначения, но, учитывая характерные исторические или национальные особенности, экономическую или социальную ситуацию, в каждой стране существуют свои отличия.
А. СОКОЛОВ, начальник отдела Госкомзема.
Татарбунарский вестник
Можно также почитать
ТОП лучших комментаторов