“Наши Люди в булочную на такси не ездят!”
В Татарбунарах сложилась неоднозначная ситуация в одной из сфер услуг, а именно такси. Помимо водителей, имеющих соответствующую лицензию, по городу ездят и «ложные» таксисты. Услуги последних дешевле, но в конечном итоге такие бюджетные поездки все равно бьют по карманам татрбунарцев — опосредованно.
Не роскошь, а средство передвижения
Даже в таком небольшом городке, как Татарбунары, люди привыкли пользоваться услугами таксистов. Сеть автобусных маршрутов в райцентре развита плохо. В булочную ездить на такси нужды, конечно, нет (благо на каждой улице есть магазины), а вот на единственный рынок (вернее, с него) — приходится. Особенно пожилым людям.
Те, кто часто пользуются услугами такси, заметили, что иногда за проезд водитель просит 15 гривен (в ночное время — все 30), а иногда — 10. Казалось бы, заплатил меньше — радуйся! Но не всё так просто.
Оказывается, по городу ездят «ложные» такси. У них есть характерные «шашечки», но «шашечки» можно купить за 100 гривен на любом рынке, и легким движением руки многие наши незаконопослушные граждане личные «Жигули» превращают в такси и начинают свою хозяйственную деятельность, забыв при этом, что «въезд» в такой бизнес предполагает наличие лицензии. Отсутствие разрешительного документа, который выдается вместе с лицензионной карточкой (куда вносятся данные о водителе и выданной ему лицензии), свидетельствует о том, что данный субъект хозяйствования не прошел госрегистрацию как предприниматель и не состоит на учете в налоговой инспекции.
«А нам-то и тебе какое до этого дело?!» — наперед слышу восклицания людей, которые считают, что ничего не должны властям.
Но дело в том, что пользы от таких предпринимателей нет не только для государства. Ежегодно бюджет Татарбунар теряет приблизительно 60 тысяч гривен из-за таксистов-нелегалов. Кроме того, садясь в «ложное» такси, вы должны понимать, что не с кого будет спрашивать залекачественную услугу. Актуален также вопрос безопасности пассажира.
Когда у предпринимателей согласья нет...
— Именно нелегалы могут довезти вас до пункта назначения за 10 гривен, а не за 15, — объяснил мне таксист, который работает в правовом поле. — А мы себе этого позволить не можем, так как платим за лицензию, парковку, техобслуживание (согласно договору с АТП), техосмотр, а еще единый налог. Чтобы не работать себе в убыток, приходится брать с клиентов по 15 гривен.
Уже почти 7 лет таксисты города, как фигурки на шахматной доске, разделились на «белых» и «черных». «Белые» (таксисты, уважающие законы, которым должно подчиняться все общество во избежание анархии в государстве) начали «игру» первыми. Если она будет честной, то они, несомненно, победят. В противном случае можно будет говорить о коррупции. «Черные» таксисты идут по пути наименьшего сопротивления, нарушая установленные законы и руководствуясь собственной выгодой.
Профессия таксиста опасная, он всякий раз рискует, когда ему за спину кто-то садится. И отсутствие справедливой конкурентной среды еще больше усложняет его хозяйственную деятельность. В Украине давно действует профессиональный союз таксистов, но вот в Татарбунарском районе его нет. Общественная организация «Рідний край», которая позиционирует себя как защитника прав предпринимателей, могла бы стать инициатором создания такого союза.
Эпилог
Все точки над «і» в конечном итоге расставят потребители, которые сегодня тяготеют к услугам не частников, а специализированных служб такси (как в цивилизованном мире) со счетчиками в машинах. Еще татарбунарцы (в первую очередь — малообеспеченные и со средним достатком) мечтают о коммунальной маршрутке с более разветвленным маршрутом.
А пока… Если едете далеко (особенно ночью), то садитесь в легальное такси и спрашивайте у водителя соответствующие документы. В таких такси вам будут гарантированы безопасность движения и качество услуги. В противном случае, если что случится, спросить будет не с кого…
Александра Госедло – Бессарабский вестник
Нет похожих публикаций.
ТОП лучших комментаторов